Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с нарушением речи – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом учителю-логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра можно использовать на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Каждое индивидуальное логопедическое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики, которая воплощается в театральной форме: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка», «Как кошка локает молоко» “как дышит собачка, высунув широкий язычок”) Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. и т.д.

Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: бионергопластика (сопряженные действия пальцев и языка, кистей рук и языка – упражнения объединяю простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром). Для развития мелкой моторики, связной речи, координации речи и движения, использую пальчиковый театр.

Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Ты добрый ветерок, который спасет колобка от медведя», «Ты ураган, который разрушит дом».

В ходе вводного логопедического занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента использую перчаточную куклу лягушку Квакушку. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с учителем-логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки .

Лягушку-квакушку также можно использовать на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Голова лягушки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.

Квакушка также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Целенаправленное, систематическое использование театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи, помогает в более короткие сроки закрепить, автоматизировать все речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более раскрепощенный, эмоциональный, уверенный в себе, что поможет наилучшим образом подготовить его к школе, что и является конечной целью логопеда.

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

Платонова Елена Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок»
посёлок Урмары Чувашской Республики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *