Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников с РАС

Раннее коррекционное воздействие позволяет ребенку с РАС овладеть основными социальными навыками и средствами коммуникации, а также направить его внимание на других людей.

Родителей часто беспокоит проблема развития речи, так как у многих маленьких детей с РАС отмечается задержка речевого развития.

Прежде, чем научиться говорить, дети с РАС должны уметь обращать внимание на родителей, подражать их действиям и звукам, общаться с помощью жестов. У них должна сформироваться мотивация к общению.

Специально организованное взаимодействие с ребенком в естественных условиях – лучший способ обучения его коммуникации. Поэтому используйте любые моменты, которые вы проводите со своими детьми в течение дня (прогулки, прием пищи, чтение книг, гигиенические процедуры, игры) и моделируйте ситуации для вовлечения их в общение.

Изучите своего ребенка, понаблюдайте за ним. Выстраивайте свои занятия с ребенком, учитывая то, что он любит делать, с какими игрушками играть. Для установления контакта с ребенком, располагайтесь напротив, чтобы он мог видеть ваше лицо. Ничто не должно его отвлекать, никакие посторонние шумы, движения, предметы.

Учите ребенка подражать вашим действиям, жестам, мимике, звукам. Подражание – базовый навык и незаменимый инструмент для обучения. Для этого начните с подражания действиям самого ребенка с игрушками или предметами. Во время занятий старайтесь присоединяться к ребенку, подстраиваться под него. Взаимодействуйте с ним на основе того, чем он занят в настоящий момент. Играйте с игрушками по очереди или используйте вторую такую же. Например, ребенок катает по полу мяч. Возьмите другой мячик и делайте то же самое, добавьте звуки, жесты, выразительную мимику. Как только ребенок обратит на вас внимание, добавьте новое действие с мячом (подкиньте его и поймайте или забросьте его в коробку). Подождите немного. Если ребенок попытается повторить за вами, аккуратно помогите ему это сделать. Затем поощрите его за успех похвалой, любимым лакомством или позвольте дальше играть с этим мячом, как ему хочется. Чередуйте подражание и показы новых действий. Комментируйте все происходящее.

Пальчиковые игры, ритмичные стишки с движениями, логоритмические песенки – хорошие помощники в обучении подражанию жестам, движениям тела и мимике. Используйте простые движения и действия, доступные ребенку. Так, во время пения начните делать жест, затем помогите ребенку сделать жест (легко подтолкните, направьте, прикоснитесь к части тела, которую нужно задействовать) и продолжите пение в качестве поощрения. Не пытайтесь заучить все жесты сразу, начните с одного. Как только ребенок его запомнит, добавьте новый. Постепенно уменьшайте помощь, чтобы ребенок делал попытки подражать самостоятельно.

Для обучения ребенка невербальной жестовой коммуникации (жесты «дай мне», указательный жест и прочие) моделируйте ситуации, в которых ребенок будет вынужден обратиться к вам за помощью. Тем самым вы мотивируете его к общению. Используйте предметы, которыми ребенок самостоятельно играть не умеет (шагающие пружинки, волчки, заводные игрушки). Не давайте всю порцию еды целиком, а разделите ее на части, чтобы ребенок попросил еще. Игру, состоящую из большого количества деталей, подавайте ребенку по частям. Можно предлагать альтернативу на выбор из двух: еду, вещь или игру, которую ребенок очень любит, и к которым он не проявляет интереса. Полезно убирать любимые вещи, игры, лакомства ребенка в прозрачные пластиковые контейнеры, баночки, пакеты с клипсами так, чтобы они были ему видны, но недоступны. Дождитесь, пока ребенок посмотрит на предмет, издаст звук, потянется к нему (тут же физически помогите ему сложить пальцы в указательный жест), «попросит» открыть коробку, пакет. Вознаградите его за малейшую реакцию – дайте ему то, что он хочет, чтобы он понял, что эти действия приводят к желаемому. Это естественным и эффективным образом подкрепит формируемый навык.

В процессе ежедневных занятий и общения ребенок учится понимать речь, формируется его пассивный словарный запас. Важно помочь ребенку научиться понимать и выполнять инструкции другого человека. Исходя из целей и мотивов ребенка, определите, что естественным образом может подкрепить понимание им той или иной инструкции. Например, ребенок хочет рисовать или разукрашивать, тогда его реакция на инструкцию «Возьми краски!» естественным образом подкрепится последующим желаемым действием. Также наградой может послужить какое-нибудь любимое занятие, которое последует за выполнением менее предпочитаемого. Например: «Сначала вымой руки, потом будешь есть яблоко». Произносите простые инструкции непосредственно перед тем, как дать ребенку то, что он хочет. Конечно же, давайте только те инструкции, которые ребенок может выполнить, в том числе и с вашей помощью. Требуйте и следите, чтобы ребенок их исполнял, иначе у него сформируется понимание того, что их можно игнорировать.

Для выполнения многоступенчатых инструкций потребуется обучение каждому из этапов-шагов. Здесь важно, чтобы ребенок не ждал инструкций для каждого этапа. Поэтому используйте одну инструкцию для всей цепочки действий, а каждый шаг помогите выполнить ребенку физически или с помощью жестов.

Регулярно повторяйте и закрепляйте формируемые действия. Постепенно уменьшайте свою физическую помощь, оставьте только жесты, указывающие на то, что должен сделать ребенок. Далее сокращайте количество подсказок (жестов, наводящих действий), чтобы ребенок следовал только словесным инструкциям.

Для формирования активной речи ребенка начните со звукоподражания. Используйте гласные звуки, как более доступные ребенку. Отвечайте на звуки и звукокомплексы, произносимые ребенком, как на полноценные единицы речи, имитируя их. Добавьте эмоций, выразительной мимики.

Так, во время повседневных моментов, оказавшись с ребенком лицом к лицу, завладев его вниманием, моделируйте, своего рода, диалоги со звуками, которые он умеет произносить. Начните «разговор» сами. Сделайте паузу, дождитесь малейшей ответной реакции ребенка (взгляда, жеста, звука). Повторите опять. Можно проговаривать звуки необычным способом, например, поднеся ко рту пластиковое ведерко или банку, для усиления звучания. Применяйте игрушечные микрофоны или предметы, их имитирующие. Утрируйте звуки, произносите их с разными эмоциями, громко и тихо, нараспев. Легкие поочередные похлопывания по своему рту (груди) и по рту (груди) ребенка подтолкнут его к произнесению звука.

Используйте звукоподражания речевым и неречевым звукам, песенки, попевки, ритмичные стихи, веселые считалки. Играя с игрушками, рассматривая картинки, собирая детали конструктора, одевая ребенка на прогулку, добавляйте яркие звуковые эффекты. Озвучивайте все! Издавайте смешные утрированные звуки: цокайте языком, причмокивайте, шлепайте губами. Наблюдайте за реакциями ребенка и повторяйте те действия, которые наилучшим образом удерживают его внимание и поддерживают интерес.

Как можно чаще говорите с ребенком лицом к лицу. Проговаривайте все, что он делает, видит, слышит, чувствует. Комментируйте то, чем ребенок занят в данный момент, «следуйте» за его желаниями: «Хочешь машинку? Вот машинка. Кати машинку. Машинка едет. Би-би!», «Хочешь сесть? Вот стул. Сядь на стул!». Описывайте свои действия и действия других людей, объектов, если они заинтересовали ребёнка.

Продумайте простой и необходимый ребенку словарный запас, которому вы хотите его научить. Используйте эти слова много раз в течение дня. Называйте людей, имена (в первую очередь членов семьи): «Вот баба. Баба Таня. Привет, баба»; предметы, животных, показывая на них: «Вот мяч. Смотри, мяч», «Это собака»; действия: «Это зайка. Что зайка делает? Зайка скачет. Скок-скок, прыг-прыг», «Что ты делаешь? Ты открываешь дверь». Обучайте словам-просьбам, добавляя жест: «Дай!», «Открой!», «Принеси!», ответам на простые вопросы.

В игровых ситуациях, в сенсорных социальных играх, («обнимашки», щекотка, кружения), подвижных играх (с мячом, катание на качелях, «догонялки», прыжки на батуте) используйте простые обиходные слова и фразы, в том числе и в повелительном наклонении, побуждающие к действию. Например: «Кружись!», «Раз, два, три – беги!», «Вверх-вниз, вперед-назад». Делайте это постоянно, параллельно расширяя пассивный и активный словарь ребенка. При этом ваши предложения должны быть на одно — два слова длиннее, чем у ребенка в его спонтанной речи.

Таким образом, научитесь моделировать ситуации во время всех ежедневных занятий и процедур, которые будут стимулировать ребенка к коммуникации. Научитесь дожидаться коммуникативных действий ребенка. Подкрепляйте и закрепляйте нужные реакции, действия и слова. А чтобы процесс обучения шел быстрее и эффективнее, он должен нравиться ребенку и сопровождаться положительными эмоциями, что еще больше мотивирует его к взаимодействию со взрослым.

Литература:

  1. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. В 3 т. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд. 4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007.
  3. Роджерс С.Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.
  4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф,2018.

Толмасова Марина Михайловна
Должность: логопед, ГБУЗ ВО «ЦПР и НР»
г. Владимир, Владимирская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *