Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе, как средство оптимизации коррекционного процесса
«Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ»
В.В. Путин
Младшие школьники часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.
Информационно – коммуникационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Иными словами, ИКТ – это технологии обучения, использующие компьютер. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Так, компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
Изучением и внедрением ИКТ занимались такие ученые, как Беспалько В.П., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Рамзаева Т. Г., Репина З.А. и др. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Приоритетная задача применения ИКТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
- Активизировать познавательную деятельность детей
- Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
- Повышать интерес к обучению (мотивация)
- Осуществлять дифференцированный подход
- Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
- Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедической работы:
- При объяснении (введении) нового материала
- При закреплении
- При повторении
- При обобщении
- При обследовании
При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения: презентации, ресурсы Интернета, ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды, тестовые оболочки.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера на уроках в начальной школе:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Психологами доказано, что детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. В связи с этим, традиционно учителями для повышения мотивации используются близкие цели: научиться читать быстрее соседа по парте, не огорчать маму и т.д. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить обозначенную выше проблему. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе.
В-третьих, применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, можно выделить преимущества ИКТ: образный тип информации, понятный школьникам; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни; увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности; эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности; открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.
Кретинина Юлия Константиновна
Учитель -логопед, МОУ Средняя школа №2
г. Ярославль