Развитие звуко-слогового анализа и синтеза у младших школьников с недоразвитием речи посредством схематизации

В школьном возрасте начинает формироваться письменная речь, которая является более сложной и трудной, чем устная. Письменная речь – это очень сложный, трудоемкий и длительный процесс. По своей структуре она более абстрагирована от ситуации, значительно мотивирована.

Для успешного формирования письменной речи необходим ряд предпосылок, главной из которых является определенный уровень развития анализа и синтеза, в том числе на уровне звука и слога. Это и позволяет ребенку овладеть письменной речью.

В настоящее время в школах есть группы детей с неярко выраженным общим недоразвитием речи, которые испытывают большие трудности в овладении письменной речью. Неярко выраженное общее недоразвитие речи – это остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Неярко выраженное общее недоразвитие речи провоцирует появление дисграфии и дислексии. У данной группы детей нарушен анализ и синтез на уровне звука и слога, что проявляется в специфических ошибках. К специфическим ошибкам неярко выраженного общего недоразвития речи относятся: элизии в основном в сокращении звуков, в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; персеверации и добавления слогов и звуков.   Это свидетельствует о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонематической дислексии.

Над данной проблемой работали ряд авторов: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.П Локалова, Р.Е. Левина, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Г.И. Жаренкова, Е.М. Мастюкова и др. Данная проблема остается актуальной, так как растет число детей с недоразвитием речи, обусловленное нарушением анализа и синтеза на звуко-слоговом уровне.

Для выявления детей, имеющих затруднение в овладении письменной речью, обусловленным нарушением анализа и синтеза на звуко-слоговом уровне, нами был использован диагностический комплекс, в который вошли методики Н.П.Локаловой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Г.В.Чиркиной и др.

Диагностические задания разделены на три блока. К первому блоку относится задание, непосредственно направленное на выявление нарушений в письменной речи. Для исследования нарушений в письменной речи мы используем текст Н.П. Дмитровой. Второй блок направлен на обследование звукового анализа и синтеза. Третий блок направлен на обследование слогового анализа и синтеза.

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Центр образования № 48» п. Прилепы. В исследовании принимали участие 10 человек.

С целью выявления наличия специфических ошибок, нами был проведен диктант Н.П. Дмитровой. Исходя из результатов диктанта, мы выяснили, у каких детей имеются нарушения письменной речи.

Далее с этими детьми была произведена следующая работа: каждый ребенок выполнял задания, которые мы ему предлагали.

НА ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ:

  1. Выявление причин, связанных с неумением анализировать буквы и выделять их в слове. Задание «Найди слово»: выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
СЕ

ОБ

ГДЕ

КОТ

СЛОН

ВОДА

КАКОЙ

ЧАШКА

СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

БО БИ ОБ ОВ БА БА БА ОБ ВО ОБ БО БО

ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

  1. Выявление недостатков звукобуквенного анализа. Задания:
  • определить количество звуков в словах «мак», «шуба», «карточка», «гвоздь» и «бабушка» (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно).
  • последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова: «кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт, скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение! И др. Определить количество звуков в этих словах, назвать звуки, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове «гвоздь» стоит после или перед «з», в слове дрова стоит перед «в» или после «д» и т.д.)
  1. Инструкция: Определи место звука в слове:
  • первый звук в слове «крыша»,
  • второй звук в слове «школа»,
  • третий звук в слове «стакан».
  1. Выделение первого, последнего звука в слове.

Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол, спутник, крыло, самолет, карандаш.

Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и последний звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (последний) звук в слове?

  1. Определение последовательности и количества звуков в слове.

Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, повар.

Процедура: ребенку называлось слово, после чего он должен был определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в ЭТОМ Слове?».

Выделение звука на фоне слова.

Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук,

Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка, весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.

Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.

Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.

Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка, шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.

Процедура: ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук «С» (Ш Р Л) подними руку».

  1. Инструкция: Сколько звуков в слове
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант
  1. Инструкция: Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш
  1. Анализ предложения: определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

ЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ:

  • Выявление сформированности звукового синтеза

Речевой материал: звуки, произносим в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.

Процедура: называются звуки и предлагается составить слово из этих звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ:

  • Определить количество слогов в слове, названном педагогом.

Примерный речевой материал:

Мыть, кровать, поднос, ласточка, веселье.

  • Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги.

О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.      Итак, после нашего исследования можно точно сказать, что у детей

заметно нарушен звуковой анализ, слоговой анализ и синтез, т.е. нарушение письменной речи.

Баланина Мария Евгеньевна
студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
город Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *