Использование инновационных технологий в логопедической практике
Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности ребенка.
Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.
Инновационные технологии:
- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
- Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
- Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
- Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К инновационным технологиям относят:
- арт — терапевтические технологии;
- современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
- современные технологии сенсорного воспитания;
- телесноориентированные техники;
- «Су – Джок» – терапия;
- криотерапия;
- информационные технологии.
Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную коррекционную задачу — например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей.
Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства, тяжелые формы парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата. В настоящее время эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.
Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка с диагнозом ОНР 2 ур.реч.разв., 1 ребенок – с 1 ур.реч.разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью.
Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения.
Вестибулярные пластинки помогают:
- норамлизовать носовое дыхание
- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ
- исправлять инфантильное глотание
- исправлять недоразвитие нижней челюсти
- тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции
- эффективно корректировать дефекты речи
Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы.
Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная технология «Дизартрия.NET» , которую разработал коллектив специалистов Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б.Я.Коцика и Н.Г. Токаревой.
Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание , устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии.
В процессе работы с тренажером произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.
В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется из — за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.
Данная проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют каждый этап логопедической работы дополнять различными непроиззвольными действиями. То есть даже элементы логопедической гимнастики с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т.д. Необходимость удержать сразу несколько (интересных ребенку) задач постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции.
Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки), эффект от занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные детские песенки).
Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка очень кратковременно и неустойчиво.
В этом случае музыкальная основа упражнений для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова слогами и звуками, которые автоматизируются в данный момент.
Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате — полюбить сложный звук.
Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.
Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.
Фонетическая ритмика помогает ребенку:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
- Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
Задачи фонетической ритмики
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитности речи.
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, и словосочетаниях, словах, фразах.
- умение активно проявлять себя в различных речевых ситуациях
Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. Большое значение придается диафрагмальному дыханию.
Приемы фонетической ритмики
Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх – на пояс.
Все движения, отобранные для занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков, четкого различения и узнавания звуков речи.
Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.
Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи, ее коррекция, формирование фонематических представлений. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений : активная, самостоятельная , выразительная.
Рfзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе набора «Твистер».
С его помощью можно постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю.
Чем шире будет опора на различные анализаторы (речедвигательный кинестетический , зрительный, слуховой) тем быстрее решится учебная задача ( в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и речи — это работа с песочным планшетом.
- Песочная терапия — метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
- Песочная терапия способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления
учитель-логопед
МБДОУ № 73 г. Нижний Новгород
Хромова Наталья Евгеньевна