Использование инновационных технологий в логопедической практике

Внедрение инноваций в деятельность педагогов  обусловлено переходом Российского образования  на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием  программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать  особые индивидуальные особенности ребенка.

Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не  меняют базисную  организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.

Инновационные технологии:

  • это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),
  • новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
  • новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
  • новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
  • Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
  • Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
  • Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

К инновационным технологиям относят:

  • арт — терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • «Су – Джок» – терапия;
  • криотерапия;
  • информационные технологии.

Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную  коррекционную задачу  — например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей.

Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед  логопедом новые  задачи.   Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства,  тяжелые формы  парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата.  В настоящее время  эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью  удержать, автоматизировать и  самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

Я вижу это на примере своей группы первого года  работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка  с диагнозом ОНР 2 ур.реч.разв., 1 ребенок – с 1 ур.реч.разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции,  повышенной истощаемостью и утомляемостью.

Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения.

Вестибулярные пластинки помогают:

  • норамлизовать носовое дыхание
  • стимулировать  круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ
  • исправлять инфантильное глотание
  • исправлять недоразвитие нижней челюсти
  • тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции
  • эффективно корректировать дефекты речи

Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии  (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем  зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок  инстинктивно начинает катать  языком бусину по твердому небу, стимулируя таким образом тонус  язычной мышцы.

Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение  спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между  центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная   технология «Дизартрия.NET» , которую разработал коллектив специалистов  Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б.Я.Коцика и Н.Г. Токаревой.

Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание , устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии.

В процессе работы с тренажером  произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется  ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации  работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.

В настоящее  время уже первый   этап постановки звука затрудняется  из — за низкой способности ребенка  концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.

Данная  проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют  каждый этап логопедической работы дополнять  различными непроиззвольными действиями.  То есть даже элементы логопедической гимнастики  с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т.д. Необходимость удержать сразу  несколько (интересных ребенку) задач  постепенно  расширяет его  возможности к концентрации и саморегуляции.

Мой личный опыт показывает:  если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки), эффект от занятий значительно  увеличивается. При этом весь  музыкальный материал должен  звучать в ритме 60  ударов в секунду (это, например,  все известные  детские песенки).

Отдельная группа  детей – это дети с гиперактивностью  или  аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка  очень кратковременно и неустойчиво.

В этом случае музыкальная основа упражнений   для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет  удержать, сконцентрировать  внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова  слогами и звуками,  которые автоматизируются в данный момент.

Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять  самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не  логоритмика в чистом виде. Это  один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате —  полюбить сложный звук.

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика.

Занятия Ф.Р.  включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Дети у которых есть проблемы с произношением бывают  слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот  расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Задачи фонетической ритмики

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены  на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитности речи.
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, и словосочетаниях, словах, фразах.
  • умение активно проявлять себя в различных речевых ситуациях

Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят,  ходят, бегают, прыгают. Большое значение придается диафрагмальному дыханию.

Приемы фонетической ритмики

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх – на пояс.

Все движения, отобранные для занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков, четкого различения и узнавания звуков речи.

Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи, ее коррекция, формирование фонематических представлений. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений : активная, самостоятельная , выразительная.

Рfзнообразные  речедвигательные игры мы  разрабатываем на основе набора «Твистер».

С его помощью можно  постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики,  приучать ребенка к вниманию и контролю.

Чем шире будет опора на различные анализаторы (речедвигательный кинестетический , зрительный,  слуховой) тем быстрее решится учебная задача ( в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности  и   речи  — это работа с песочным планшетом.

  • Песочная терапия — метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
  • Песочная терапия способствует:
  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления

учитель-логопед
МБДОУ № 73 г. Нижний Новгород
Хромова Наталья Евгеньевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *