Особенности педагогической работы логопеда с детьми, оставшимися без попечения родителей
Безотрадным социальным фактом последних лет является увеличение количества детей, поступающих на попечение государства. Ребенок – сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Осваивая эти роли, человек становится личностью. Основной задачей работы любого учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей является социализация воспитанников, и их интеграция в современное общество.
Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении формируется в ходе взаимодействия ребенка с окружающим социумом. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место недостаточное удовлетворение его аффективных потребностей, и, прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Данная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери. На сегодняшний день доказано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности так же может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых наиболее часто является общее недоразвитие речи.
Также причиной недоразвития речи может послужить:
- различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода;
- родовая травма, когда отмечается патологическое течение родов (быстрые, затяжные роды;
- применение различных стимуляторов, оживление плода, обвитие пуповиной и др. (родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данным неврологического обследования);
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менинго-энцефалиты и др.);
- травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга;
- неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией;
- неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).
Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.
На практике специалисты учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей сталкиваются с серьезными трудностями в дифференциации природы дефекта. Первопричиной его могут оказаться как социальные, так и биологические факторы. А чаще – их сочетание. Как правило, медицинские карты большинства детей, при поступлении в такие учреждения из неблагополучных семей, утеряны. А с ними утеряна возможность восстановления картины перинатального и младенческого развития, дающее представление о биологических механизмах развития.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Нарушенная в детском возрасте речевая система может рассматриваться как слабая система. Это обнаруживается, прежде всего, в ослаблении речевого внимания. Обращенный к ребенку речевой сигнал оказывается для него слишком слабым, чтобы вызвать интерес и ответ. Многое из сказанного ему вообще не будет принято и понятно, а если и будет, то вопреки ожидаемому замыслу. Речевая слабость выражается в легкой ранимости, быстрой утомляемости и в опасности запредельного торможения.
Одним из факторов, способствующих школьной неуспеваемости учащихся, воспитывающихся в детских домах, центрах помощи детям, оставшихся без попечения родителей, является нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. Развитие памяти, внимания, мышления является психологической базой формирования речи и, следовательно, нарушение формирования этих психических функций приводит к нарушению формирования речи.
Нарушения речи, если они наступают у взрослого человека, скоро обращают на себя внимание и рассматриваются окружающими как патология. Если же нарушается речевой процесс у ребенка, то выявление дефектов обычно происходит с опозданием. Это понятно, так как речь ребенка развивается и пока не ясно, где норма, а где патология, где лежит допустимый рубеж в запаздывании речевого развития и чем грозит это запаздывание.
Нервная система у детей, по сравнению с взрослыми, значительнее лабильнее, в силу чего большое значение приобретают приспособительные компенсаторные механизмы, позволяющие организовать функцию обходным путем, за счет сохранных мозговых систем. Эти приспособительные механизмы должны быть положены в основу создания дифференцированных приемов логопедической работы с детьми. Однако не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в дошкольном возрасте. К моменту школьного обучения ребенку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справиться с одной из существующих школьных программ. У взрослых компенсаторные механизмы значительно слабее.
Одной из актуальных проблем системы образования является школьная дезадаптация. Особенную остроту она приобретает по отношению к детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей. Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у детей на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится всё труднее.
По общепринятому мнению обучение и воспитание социальных сирот является областью общей педагогики. Однако возрастающие трудности в применении новых методик, программ, несмотря на их изобилие, говорят о необходимости пристального внимания специальной педагогики и психологии к проблемам депривированного ребенка, так как в основном воспитанники детских домов, центров помощи детям имеют сочетанный дефект: нарушения речи, которое сопровождается задержкой психического развития. У воспитанников отмечаются такие особенности как затруднения в дифференциации обобщенных словесных структур, речевая интактивность, несформированность программирования и грамматического структуирования речевого высказывания, трудности в пополнении словаря словами, выражающие сложные качества и отношения – это есть проявления особенностей познавательной деятельности детей, а не чисто речевые нарушения.
Все это должно лечь в основу организации всего комплекса работ, направленных на преодолении речевых дефектов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе логопедического воздействия решаю следующие задачи:
- Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
- Диагностика уровня сформированности разных сторон речи.
- Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
- Изучение особенностей речевых нарушений и их коррекция при осложненных дефектах развития.
- Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
- Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
- Адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик.
- Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
- Логопедическое сопровождение детей.
Т.о. в педагогические задачи логопеда, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей, помимо коррекции речевых нарушений, входят: социализация и интеграция воспитанников, коррекция эмоциональной депривации, развитие познавательных процессов.
А.Р. Крамаренко
учитель-логопед
ГКУСО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка»