Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи. Работа с детьми данных групп имеет свои особенности.

Для успешного решения задач в своей работе я использую инновационные технологии, такие как:

Информационно-коммуникативные. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.
Сотрудничество логопеда с родителями в такой направленности как: консультирование, пропагандистское направление, диагностическое направление, обучающее направление повышает интерес детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.  Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка — психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи: развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);  развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Изотерапия — дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия способствует: развитию связной речи; освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности; нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний. Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка — эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной мото­рики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Мнемотехника способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).
Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2015.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

Польшина Лариса Ивановна
учитель-логопед, МБОУ Володарская СОШ
п. Володарского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *