Логопедический проект «Ждут нас быстрые ракеты»

Актуальность:

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Таким образом, для развития речи самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.

Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность, расширяется и активизируется словарь. Главное отличие — нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, то есть развитию речи.

Тип проекта: коррекционно-педагогический, творческий, игровой.

Участники проекта: учитель – логопед, дети, посещающие логопедический пункт, родители воспитанников.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через активизацию их творческого потенциала. Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе

 

Задачи проекта для детей:

  1. Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
  2. Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
  3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников с ОНР.
  4. Совершенствовать детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.
  5. Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
  6. Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
  7. Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
  8. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за российских космонавтов, за нашу Родину.

 

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

 

Этапы работы Методическая работа
I Этап (подготовительный)
  1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.
  2. Составление плана работы над проектом.
  3. Выявление актуального уровня сформированности знаний о космосе у детей
  4. Подбор игр и игровых упражнений для детей о космосе
  5. Изготовление пособий, иллюстративного материала для проведения игр
  6. Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи)
  7. Подготовка консультаций для родителей об организации речевых игр по теме «Космос»
  8. Разработка мероприятий;
  9. Оформление папок – передвижек для родителей;
  10. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II. Этап основной (практический)

 

С детьми

1 неделя

Беседы с использованием презентаций.

«Семья планет».

Видео. Солнечная система https://www.youtube.com/watch?v=-bzhJPoLud0&t=244s

Непосредственная образовательная деятельность:

Тема: «Космос».

  1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
  2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Физкультминутки:

«Ждут нас быстрые ракеты»

Развитие фонематического слуха «Галактическое собрание»

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»

 

2 неделя

Беседы с использованием презентаций.

«Планеты Солнечной системы»

Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.

Мультфильм про космос https://www.youtube.com/watch?v=LJc3Pgi4OWI&t=117s

Непосредственная образовательная деятельность:

Тема: «Космодром»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Физкультминутки: «Ракетодром»

Графический диктант «Ракета»

Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности

Дидактические игры:

«Подбери созвездие».
«Найди недостающую ракету»

 

3 неделя

Беседы с использованием презентаций.

«Космические корабли»

Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.

Непосредственная образовательная деятельность:

Тема: «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Физкультминутки: «Невесомость»

Составление творческих рассказов, сказок на тему:

«Моё космическое путешествие»

Дидактические игры:

«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»

 

Работа с родителями:
Консультация в папку — передвижку для родителей и воспитателей «Знакомим ребенка с космосом»
Буклет для родителей «Космические игры».
Домашнее задание на лексическую тему «Космос»

3 этап – Заключительный Фотовыставка «Мы изучаем космос»

Коротовских Наталья Сергеевна
учитель — логопед? МАДОУ «Умка»
г. Ноябрьск, ЯНАО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *