Выполнение нейромоторных упражнений с использованием теневого театра на коррекционных занятиях специалистов ДОУ

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в нее. Ребенок полностью раскрепощается, перестает стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым, как пластилин. Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические  упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие  связной речи. Ребенок даже не заподозрит, что он чему – то учится, ведь для него это игра. Одними из основных направлений театрально – игровой деятельности являются:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело дается каждый шаг на пути к успеху. Поэтому считаем не очень целесообразным вовлекать их в большие постановки. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребенок, столкнувшись с непосильной задачей, может замкнуться.

Работая с детьми логопатами, ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание таких детей, теряется интерес, внимание рассеивается. Поэтому , как часть коррекционного занятия выполняемнейромоторные упражнения с использованием теневого театра. Такая комплексная работа формирует у детей координационно — регулирующие  функции речи и движения, развивают все виды моторики, устанавливают ассоциации между движениями и объектами окружающего мира, оптимизируют эмоциональный фон, улучшают настроение, что в свою очередь повышает работоспособность. В результате ребенок познает мир и умом и сердцем.

А что же такое нейромоторика? Это уникальный инструмент интеллектуального развития.

«Нейромоторика» представляет собой особый комплекс упражнений мелкой моторики, направленный на развитие и оптимизацию функциональных систем мозга. Выполнение данных упражнений благоприятно влияет на развитие когнитивных (познавательных) способностей, межполушарное взаимодействие (взаимосвязь и согласованность работы правого и левого полушария), нейронные процессы (скорость работы мозга) и развитие речи.

Основной принцип нейромоторики — это одновременная синхронная работа обеих рук. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа двух полушарий мозга. При регулярном выполнении упражнений образуются новые волокна, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, в особенности процессов мышления и речи.

Как известно, право полушарие связано с левой рукой и отвечает за мыслительные процессы, а левое полушарие связано с правой рукой и отвечает за речевые процессы. И для более совершенной работы мозга в целом требуется развитие их взаимосвязи между собой. Межполушарное взаимодействие является основой интеллекта. Совершенствование координации движений рук и пальцев рук развивает мозжечок и межполушарное взаимодействие, что необходимо для процесса обучения.

 

Речевой материал к теневому театру.

Заяц

Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал
Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки ушки

Гусь

Гусь гуляет по дорожке, он играет на гармошке,
И гогочет гармонист, я га – га – га голосист.

Собака

Пашкин пес палку нес.

Коза

Шел козленок по дорожке, у него устали ножки
Закричал козленок: «меее! Постелите коврик мне!»

Мышь

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

Попугай

Попугаю Кешке принесли орешки,
А он вредный и скупой и плюется скорлупой.

Петух

Петушок, петушок золотой гребешок
Масляна бородушка, шелкова бородушка
Что ты рано встаешь голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Лиса

Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку!

Волк

Волк рыщет – пищу ищет, вот тебе суп да щи, а нас не ищи.

Бульбова Татьяна Сергеевна
учитель-логопед, МДОУ № 55 «Полянка»
г. Нерюнгри, Нерюнгринский район РС (Я)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *