Использование компьютерных технологий в играх-занятиях учителей — дефектологов

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Поэтому современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодняшний день ни один человек не может представить себе жизнь (работа, учеба) без компьютера. Многие школы и университеты переходят на онлайн обучение. Сейчас выпускают множество компьютерных игр и обучающих программ для детей. Причем с каждым днем эти программы и игры становятся доступны (т.е. рассчитаны) на более маленький возраст детей. Уже с 3-4 лет дети могут играть в обучающие игры (читать, считать, писать).

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды общеобразовательных школ активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. .

В работах Л.А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр — обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, — это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов — Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других — было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов .

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой тоже не следует.

Именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

В последнее время ведется множество дискуссий о том, в каком же возрасте можно начинать знакомить детей с компьютером.

Согласно концепции Глена Домана основателя института Развития Человеческого Потенциала, США о раннем развитии детей, способность усваивать

новые факты обратно пропорционально возрасту. Мозг ребенка развивается только при его использовании и рост заканчивается к шести годам .

Исследования японских ученых в области физиологии мозга и детской психологии показали, что развитие умственных, физических и социальных способностей ребенка зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в период от рождения до трех лет. Именно в этот период должны быть созданы все условия для наиболее успешного развития ребенка.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере образования, в частности раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Особенность работы за компьютером детей раннего возраста (до 2-2,5 лет) заключается в неспособности целенаправленно использовать клавиатуру или мышь. Поэтому главным помощником должен являться взрослый. Его главная задача — комментировать свои действия и происходящие на экране события, помогать работать мышкой или на клавиатуре.

Но на сегодня существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Сегодня в  Доме ребенка мы используем элементы компьютерных программ, так называемые «мультимедийные презентации» и адаптируем их к детям раннего возраста.

Такие презентации мы используем как обучающий и развивающий материал, который отбираем для освоения детьми с учетом поставленных задач. Занятия строим на игровых методах и приёмах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания и представления об окружающем мире.

У нас имеются презентации, которые интересны детям 1 года жизни. Например, в 9 месяцев нормально развивающиеся дети начинают подражать голосам животных и птиц, им легче запомнить такие короткие повторяющиеся слова-звуки типа: га – га – га, ко – ко – ко, ав – ав. У нас есть программа, где изображено животное, и оно издает звук. Дети пытаются повторять.

В нашей «копилке» есть:

  • Презентации по Глену Доману. (Темы овощи, фрукты, домашние и Дикие животные, транспорт, птицы, одежда, обувь и др.)
  • Потешки
  • Сказки
  • Стишки со звуками.

НО если бы наш компьютер был более современным, то было бы гораздо больше возможностей использования имеющихся компьютерных программ в современном мире!

Существует ряд правил, которые необходимо учитывать при работе с детьми раннего возраста:

  1. Продолжительность занятий с использованием компьютера для детей среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) – не более 10 минут, для детей младше ( 1 и 2 года жизни) сокращаем вдвое – до 5 минут максимум.
  2. Занятия с детьми рекомендуют проводить не более одного раза в течение дня и не чаще 3х раз в неделю.
  3. Для детей , имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2х недель продолжительность занятий с компьютером должна также быть сокращена.
  4. Ребенок должен находиться на расстоянии не ближе, чем 50 см от экрана компьютера;
  5. Взрослый не должен выходить из себя, если малыш начнет колотить по клавишам или стучать мышью – с этого начинается изучение компьютера!
  6. Посадить ребенка к себе на колени и объяснять ему процесс действий;
  7. Правильно подходить к подбору игр, материала;
  8. Соблюдать все рекомендации для возраста малыша, не форсировать его обучение.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

 

Литература

Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

Зубрилин А.А. «Игровой компонент в обучении информатики». Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 — 16.

Ибука М. После трех уже поздно. — М.: Знание, 1992.

Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 — 73.

Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 — 57.

Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 — 68.

Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000г

Филиппова Мария Анатольевна
Учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.