Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим РАС, по теме «Зимующие птицы»
Тема: Автоматизация гласных звуков на материале лексической темы «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить знания о гласных буквах и звуках, которые они обозначают; правильное произношение гласных звуков.
Задачи:
- Корр.-образ: Уточнить правильное произношение гласных звуков 1 ряда. Учить соотносить звуки с цветовым обозначением. Сформировать представления о зимующих птицах, их образе жизни и питании.
- Корр.- раз: Формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
- Корр. – восп: Воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, картинки с изображением птиц, разрезные картинки, «Веселая артикуляционная гимнастика» Нищева, дидактическое пособие «Пирамидка», таблица гласных звуков, «сухой бассейн», магнитные буквы, варежка (дыхание), домик (пособие) гласных звуков, указка.
Ход занятия:
Этапы занятия | Время, мин | Логопед | Ребенок | ||||||||||||
1. Оргмомент
(Сообщение темы занятия) |
3 | Здравствуй, Федор! Я очень рада видеть тебя на занятии.
Федя, сегодня у нас будет немного необычное занятие. Мы не одни. Давай поздороваемся. Какое сейчас время года? — Правильно, зима! Зима, морозная, снежная, холодная. это волшебное время года. Зима на улице, а на занятие пришел снеговик. Поздоровайся, обними снеговика. Снеговик приглашает тебя на зимнюю прогулку. Федя, ты слышишь, щебетание, пение?(музыка). Что это такое? Оглянись, посмотри к нам прилетели птицы. Сегодня мы с тобой познакомимся с зимующими птицами. Это Воробей, Синица, Снегирь, Ворона, Дятел. Эти птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы». — Им трудно живется зимой, в такие морозы? Под снегом оказались все травинки, цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь? Можно построить кормушки . Птички прилетают ближе к людям, чтобы те о них заботились, пригревали, кормили. Давай пригласим наших птиц в кормушку. Снеговик предлагает тебе поиграть с птичками. Давай вместе со снеговиком поможем нашим птичкам этой зимой. |
Ребенок, здоровается, проходит на занятие.
— рассматривает картинки, выбирает правильную. Собирает птиц. |
||||||||||||
2. Дыхательная гимнастика | 1-2 | Чтобы отправиться в лес, нужно одеться. Надеваем варежки. На варежках — снежинки, давай их сдуем. Выполняй правильно, старайся. Вдох носом – выдох ртом. Держи 1 колечко. | Выполняет дыхательную гимнастику. | ||||||||||||
3. Артикуляционная гимнастика | 2 | Как же морозно зимнем лесу, давай потрем щечки, согреемся.
Снеговик предлагает выполнить веселую зарядку для язычка: (Бегемотик, хоботок, улыбка, хомячок,..) Молодец, ты правильно выполнил задание, и за это ты получаешь колечко. |
Выполняет
Артик. гимнастику |
||||||||||||
4. Работа с гласными звуками
|
3 | Идем дальше, Посмотри, впереди большой сугроб, а в снегу что-то есть. Ой, что это? — да это же буквы. Какая это буква. – Это буква «А». Буквы мы читаем и пишем, а звуки произносим и слышим. Давай вспомним, какими символами мы обозначаем звуки и буквы. Когда произносим звук (А) – рот широко открыт….
Очень много снега у снеговика во дворе, давай посмотрим, что же там спрятано: (находит буквы, произносит). Давай наши звуки поселим в домик.
Молодец! Все звуки нашли свой домик. Снеговик вручает тебе 3 колечкою |
Находит в сухом бассейне буквы, произносит, накладывает на таблицу с гласными звуками пропевает. | ||||||||||||
5. Пальчиковая гимнастика | 1 | Наш снеговик немного заскучал, давай развеселим его и вместе поиграем с пальчиками.
Зимние птицы Мы очень хорошо поиграли пальчиками. Держи следующее колечко. |
Выполняет пальчиковую гимнастику | ||||||||||||
6. Зрительная гимнастика | 1 | Федя, у нашего снеговика устали глазки, а у тебя устали? Тогда давай выполним зарядку, а синичка нам в этом поможет! | Выполняет гимнастику для глаз. | ||||||||||||
7. Выделение гласного среди других букв | 2-3 | Как же хорошо стало нашим глазкам, посмотри птички для тебя и для снеговика тоже приготовили задание: нужно обвести в круг буквы А, И, У: | Выделяет среди других букв, обводит красным цветом. | ||||||||||||
8. «Узнай птичку», — разрезные картинки | 3 | Посмотри, птичка полетела, и уронила для тебя письмо, открывай и посмотри, что же там внутри:
Нужно составить портрет каждой птицы. |
Собирает разрезные картинки (4 шт) | ||||||||||||
9. Физкультминутка | 1 | Ножки наши устали сидеть на месте, давай поиграем:
«Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири, Распушили перышки, Греются на солнышке, Головой вертят, улететь хотят. Кыш-кыш! Улетели! За метелью! За метелью! |
Выполняет физкультминутку. | ||||||||||||
10. «Покормим птиц» | 3 | Как много колечек уже у тебя, пока мы играли, птички проголадались. В начале занятия, мы говорили о том, что зимой птичкам нужно помогать. Давай угостим наших птиц | Кормит птиц. | ||||||||||||
11. Итог
Рефлексия |
2
19-20 мин |
Давай вспомним, что мы сегодня делали на занятии.
Посмотри на колечки. Ты молодец, ты справился со всеми заданиями. Посмотри, какая красивая пирамидка у тебя получилась. Снеговику понравилось, как ты справлялся с заданиями, он принес тебе медальки, выбери для себя ту, какая больше тебе нравится. |
Отвечает на вопросы, выбирает смайлик- настроение. |
Бородина Галина Алексеевна
Учитель-логопед, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 119 «ТЕРЕМОК»
город Курган