Здоровьесберегающие технологии в играх-занятиях учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя пять основных направлений:
- Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
-
- работа с детьми в различных видах деятельности. (воспитатели и учителя-дефектологи)
- Физическое развитие и оздоровление детей (медицинский персонал и воспитатели):
-
- закаливание;
- точечный массаж;
- гимнастика;
- организация двигательного режима;
- игры которые лечат;
- Лечебно-профилактическая работа (массажисты, инструкторы ЛФК, медсестры по физиолечению, врачи):
-
- лечебная физкультура;
- водные процедуры;
- ароматерапия;
- фитотерапия;
- лечебный массаж;
- физиотерапия;
- витаминотерапия и фитолечение.
- Работа с родителями (единицы).
- Обеспечение психологического благополучия (психолог, дефектологи, воспитатели, музыкальный руководитель):
-
- работа психолога;
- коррекционно-развивающая работа для детей с задержкой речевого развития;
- технологии музыкального воздействия посредством слушанья музыки.
Остановлюсь более подробно на тех приема, которые мы, учителя-дефектологи, используем на занятиях.
- Точечный массаж — это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж также служит как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Особенно хороший результат, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший).
Я начинаю таким массажем занятия с детьми 1 года жизни и занятия с детьми-инвалидами. Это помогает расположить их к себе, настроить на положительный эмоциональный фон.
Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения):
- Массаж лица;
- Массаж шеи;
- Массаж живота;
- Массаж грудной области;
- Массаж ушной раковины;
- Массаж головы;
- Массаж шейных позвонков;
- Массаж рук;
- Массаж ног.
- Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Прелесть пальчиковых игр еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Простые правила игры
- Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
- Обязательно чередуйте три типа движений:
- сжатие;
- растяжение;
- расслабление.
- Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Артикуляционная гимнастика бывает:
- Пассивной;
- С сопротивлением;
- С пищевым подкреплением;
- Активная
- Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.
- Гимнастика глаз. Бытует мнение, что глаза- зеркало души. Чистые блестящие глаза детей — признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, мы получаем через органы зрения. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Если ребенок трет ладошками глазки и жалуется на усталость, необходимо провести с ним несложную гимнастику для глаз.
- Медленно закрыть глаза, посидеть так немного, а потом медленно открыть
- Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль
Особенно важно проводить гимнастику для глаз после занятия ребенка с использованием компьютера.
- Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке). Я включаю упражнения с дорожками при обучении детей 1 года жизни ходьбе.
Цель такой гимнастики — укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия. Малышам очень нравится наступать на что-то новое, это их очень радует.
- Игры на развития мелкой моторики – являются неотъемлемой частью любого занятия с ребенком любой возрастной группы.
Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.
Развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание и память.
На своих занятиях с детьми 1 года жизни и с детьми–инвалидами большую часть занятия мы занимаемся развитием мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев рук.
- Физкультминутки.
Чередование одного вида деятельности другим является мощным фактором поддержания высокой работоспособности и жизненного тонуса.
На основании исследований Н. И. Сеченов сделал вывод: под влиянием активной формы отдыха утомление преодолевается быстрее, чем при пассивном отдыхе.
Ускоренное преодоление утомляемости при активном отдыхе осуществляется благодаря полезному возбуждению нервной системы, которое возникает при включении в работу неутомленных мышечных групп.
С детьми 3- 4 года жизни на индивидуальных занятиях используются разнообразные стихотворные физминутки, где сочетаются слова с движениями. С детьми более младшего возраста используется пассивная гимнастика или ставшие в последнее время популярными детские песенки Железновых.
Методика общего развития малышей посредством музыкально-ритмических занятий Екатерины и Сергея Железновых широко известна и используется в центрах раннего развития, детских садах и подготовительных группах ДМШ. На их дисках представлены подвижные игры с песенками, в том числе игры с ловлей, игры-прятки, игры с подражательными движениями и игры-танцы. Являясь синтезом физической нагрузки, сюжетной игры и пения, эти игры представляют собой прекрасное средство формирования двигательных навыков, тренировки вестибулярного аппарата и ориентировки в пространстве, а также для эмоционального развития малышей.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на занятиях учителя-дефектолога условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Филиппова Мария Анатольевна
Учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир