Использование логоритмики в развитии речи детей раннего возраста
Основным направлением работы нашего учреждения является реабилитация детей с поражением центральной нервной системы и психики. В своей работе чаще всего мы наблюдаем детей с задержкой психоречевого развития.
Любые ритмические движения активизирует деятельность мозга человека. Поэтому в процессе реабилитации и развитии детей раннего возраста большое внимание уделяется развитию речи. Мы используем в своей работе новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений.
Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика).
Логопедическая ритмика – это форма терапии, основанная на комплексном использовании слова, музыки и движения и направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Это одна из эффективных реабилитационных методик.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует повышению уровня звукопроизношения, овладению структуры слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.
Давно была отмечена большая значимость музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений.
При работе с детьми с задержкой психоречевого развития, мы ставим перед собой следующие цели – стимулировать развитие речевой и мыслительной деятельности, развивать сенсорные процессы и двигательные функции, которые являются основой формирования и развития речи.
В логоритмической деятельности раннего возраста с задержкой психоречевого развития можно выделить 2 звена:
- Развитие и коррекция неречевых процессов;
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Мы проводим логоритмические занятия в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и воспитателем.
Музыкальный руководитель задает темп, ритм и скорость звучания музыки, ориентируется на детей, а учитель-дефектолог осуществляет показ движений, проговаривает текст, а также оказывает разные виды помощи детям. Подбор музыкального оформления занятия осуществляется совместно с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом. Для детей раннего возраста используем как классическую, так и народную музыку.
При подборе материала для проведения занятий мы учитываем возраст ребенка и его индивидуальные возможности.
В работе с детьми 1го года жизни мы используем элементы логоритмики в виде расслабляющих игр они способствуют развитию умения расслаблять мышцы, формировать навыки владения своим телом. Под спокойную музыку, которая создает фон, взрослый тихим голосом произносит текст.
В структуру занятия логоритмики детей 2 года жизни мы включаем:
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения, развивающие внимание (слуховое и зрительное);
- Упражнения на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на развитие координации движений и др.
В логоритмических занятиях с малышами активно используем разные предметы, музыкальные и шумовые инструменты.
Продолжительность занятия 10 – 15 минут. Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается.
Необходимое условие для работы на логоритмических занятиях–доброжелательная, эмоционально насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Главная задача – создание атмосферы радости, праздника, желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций, создание художественных образов посредством музыки.
Для развития музыкальных способностей детей с грудного возраста широкое применение находит методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой». Суть ее заключается в зарядке, развивающих песнях, пальчиковых играх, общении при помощи жестов. Свое применение находят колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. Обучение по методике Железновых должно приносить радость от совместного общения.
Вывод: Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей наблюдается положительная динамика. Они учатся двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети четко выполняют инструкции. У многих появляются слова или звукокомплексы, значительно улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной, учатся различать понятия «громко» и «тихо», изменять голос по высоте, у детей появляется направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу. Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности развития у детей наблюдается положительная динамика.
Таким образом, мы активно включаем в свою работу средства логопедической ритмики, которые помогают нам добиваться положительных результатов в работе с детьми раннего возраста с поражением ЦНС и нарушением психики.
Логоритмика становится праздником речи для детей!
Тюгаева Ольга Сергеевна
Учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир