Виды движений в коррекционной работе учителя-дефектолога у детей раннего возраста

Роль движения для ребенка раннего возраста трудно переоценить. Все, кто работает с детьми, знают, что дети любят двигаться. Даже когда они сидят спокойно, можно увидеть, как они шевелят пальчиками ног, потирают, притопывают ногами или тихонечко раскачиваются вперед — назад.

Движения — это естественная потребность ребенка. Они приносят огромную пользу детскому организму.

Еще И. М. Сеченов предполагал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая и слушать не гладя; можно нюхать, не слушая и не глядя, но ничего нельзя сделать без движения. Действительно глаза обращаются в сторону предмета, обегают его контур, следят за его перемещением – а это все движение. Звуки тоже вызывают движения в сторону их источника. Развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом, и особенно от мелкой моторики пальцев рук. Чем разнообразнее движения ребенка, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее его интеллектуальное развитие.Исходя из этого, дефектолог работает над следующими видами движений:

  • развитие движений глаз,
  • общих движений,
  • движений рук,
  • мимических и артикуляционных движений,
  • дыхания.

Дефектологические занятия проводятся в индивидуальной форме с детьми до полутора лет и подгруппами по 2-4 человека с детьми старше полутора лет, в игровой форме и имеют комплексную структуру. Учитывая ранний возраст, быструю утомляемость, неустойчивость внимания малышей все занятия проводятся с постоянной сменой видов деятельности, положения тела в пространстве с опорой на зону ближайшего развития.

Дефектологи консультируют и дают рекомендации воспитателям групп по закреплению полученных навыков и умений.

Движения глаз. Работа дефектолога в развитии данного вида движения заключается в формировании у ребенка зрительного сосредоточения и функций прослеживания в положении лежа на спине, затем на животе, далее сидя, включая поисковые ситуации без пересечения и с пересечением средней линии тела. Учат находить частично спрятанную игрушку, создают ситуации с внезапным возникновением и исчезновением игрушки, учат прослеживать за движением падающей игрушки.

Общие движения. Проводится работа, направленная на тренировку статических и локомоторных функций через зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Это движение к ярким зрительным объектам (перевороты и подползание к игрушке), поворот головы и корпуса в сторону источника звука; присаживание, реципрокное ползание на «четвереньках», вставание и переступание у опоры, переход из положения стоя в положение сидя. Ходьба с поддержкой под подмышки, за обе ручки, за одну руку, от одного предмета к другому, ходьба самостоятельная.

У детей старше года при наличии отставания в развитии общих движений к работе подключаются медсестры по массажу, специалисты — инструкторы ЛФК.А дефектологи на своих занятиях реализуют потребность в движениях во время двигательных пауз, физминуток, элементов логоритмики.

Движения рук. Этомувиду работы дефектологами нашего учреждения уделяется большое внимание, т. к. топографически зона тонкой моторики находится близко к речевой зоне. Движения кистями и пальцами рук вызывают возбуждение в двигательных центрах, и оно передается в соседние речевые моторные зоны, т.е. эти стимулирующие импульсы оказывают влияние на формирование речевых зон.

Последовательность формирования действий с предметами. Работаем над формированием захватов, над удержанием одной, затем двух игрушек одновременно, над перекладыванием из руки в руку, над удержанием одной игрушки двумя руками. Тренируем зрительно – моторную координацию «глаз – рука».

Создаем условия для развития манипулятивных действий с предметами. Формируем действия с предметами методом «рука в руке», начиная с самых элементарных: снимаем крышку с емкости, прокатываем шарик по желобку, снимаем кольца со штатива, открываем, закрываем, вынимаем цилиндры, вкладываем, снимаем части без штативной пирамидки, бросаем крупные предметы в емкость с широким горлом.

Развиваем ситуативно-деловое общение посредством действий с предметами основываясь на потребности взаимодействия со взрослым. В зависимости от уровня развития ребенка начинаем работу методом «рука в руке» с постепенным переходом к самостоятельным действиям по показу, а затем слову взрослого.

Выполняем следующие движения: проталкиваем счетные палочки, карандаши, фломастеры, мелкие предметы в емкости с узким горлышком или с отверстиями, объемные фигуры в отверстия соответствующей формы: шары, кубы, цилиндры, призмы; приклеиваем на ладошку яркие наклейки, стимулируя движения пронации и супинации; вращаем, нажимаем, стучим молоточком, вытягиваем ленточки, крепим прищепки, «ловим рыбу», перекладываем предметы с помощью ложки; снимаем и ставим предметы с поверхности опоры (штырьки, липучка), предметы – втулочки; собираем пирамидки, матрешки, вкладыши; нанизываем шарики на гибкий стержень; расстегиваем липучки, молнии, кнопки, пуговицы, развязываем банты. И далее лепим, рисуем, шнуруем.

Одновременно с этим, по необходимости, мы проводим дополнительные мероприятия, положительно влияющие на формирование и развитие тонких движений кистей и пальцев рук. А именно:

  • начиная с 1,5 до 6 месяцев, применяем методику тонкого пальцевого тренинга;
  • с 6-7 месяцев проводится массаж кистей и пальцев рук с использованием щеток различной жесткости, пассивная пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа с помощью щеток, аппликаторов;
  • с 2-3 лет включаем в занятия элементы пальчиковой гимнастики: упражнения «Очки», «Коза», «Зайчик», «Колечко» и др;
  • потом переходим к формированию сложнокоординированных движений рук с попеременной и одновременной сменой их положения: упражнения «Стол», «Стул», «Кулачек — ладошка» и т. д., сначала в медленном, а затем в быстром темпе со зрительным контролем и без него.

Одним из эффективных методов коррекции нарушений движений рук является искусственная локальная контрастотермия. А также мы активно используем для этих целей имеющиеся в учреждении современные инновационные технологии: мультисенсорную систему, сенсорную комнату и интерактивную сенсорную панель.

Дыхание тоже является двигательным актом.

С детьми первого года жизни проводится пассивная дыхательная гимнастика. С детьми старше одного года работаем над длительностью ротового выдоха. Дыхательные упражнения проводятся с использованием различных приспособлений: раскручиваем вертушки, выдуваем мыльные пузыри, дуем в различные тренажеры (шарики, дудочка), задуваем свечи. С детьми старше четырех лет главной задачей является формирование диафрагмально – релаксационного типа дыхания. Для этого мы используем компьютерный программно – аппаратный комплекс БОС — логотерапевтический кабинет.

Мимические и артикуляционные движения. Упражнения артикуляционной гимнастики можно распределить по определенным группам:

  • для мышц плечевого пояса;
  • для жевательно — артикуляторных мышц;
  • для мимико — артикуляторных мышц;
  • для стимуляции движений нижней челюсти;
  • для активизации мышц мягкого неба;
  • для мышц зева и глотки;
  • для языка;
  • для губ и щек.

Данные упражнения проводятся комплексно. У детей до трех месяцев артикуляционная гимнастика проводится с опорой на «ротовое» внимание. У детей до полутора лет артикуляционная гимнастика проводится пассивно: движения губ, открывание рта, смещение языка в стороны, подъем к верху. Далее формируем пассивно – активные движения — с пищевым подкреплением: стимулируем движения языка в полости рта чупа-чупсом, затем вне полости рта, вызываем движения языка в вертикальной плоскости с помощью жевательных конфет; движения с преодолением мышечного сопротивления. У детей старше полутора лет выполняем движения по подражанию, затем по слову взрослого: закрой глаза, открой рот, покажи язык, «Болтушка», «Машина едет», «Лошадка». У детей старше двух лет артикуляционная гимнастика проводится сопряжено со взрослым, по слову взрослого, со зрительным контролем. Принцип подбора артикуляционных упражнений от простого к сложному. Кратность выполнения упражнения должна быть не менее 4 — 6 раз. Только после такого количества повторений можно добиться желаемого результата.

Таким образом, систематичность, последовательность, соблюдение этапности проводимой работы над избранными видами движений оказывает положительное влияние на ход нервно-психического развития, повышает эффективность коррекционного воздействия и комплексной реабилитации в целом.

 Тюгаева Ольга Сергеевна
Учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *