Использование методов, активизирующих познавательную, творческую и практическую деятельность воспитанников ДОУ с нарушением зрения в работе логопеда

Математик и педагог Дьёрдь Пойа сказал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и воспитанника возможно лишь при условии, что ребёнок будет хотеть делать то, что желает взрослый.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Поэтому активизация познавательной, творческой и практической деятельности детей является необходимым условием успешности процесса обучения. Для этого надо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями, задачами и этапом коррекционно-логопедической работы, возрастными , индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. В своём сообщении я остановлюсь лишь на некоторых из них.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.  Именно поэтому на начальных этапах работы я активно применяю кинезеологические упражнения. Их ещё называют гимнастикой мозга.

Для автоматизации поставленного звука лучше всего подходят  упражнения «Колечко»: когда нужно соединить большой палец с указательным, а затем с другими пальчиками до мизинца и в обратном направлении. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. И «Пальчики здороваются»: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. На каждое движение ребёнок правильно произносит изолированный звук или прямые и обратные слоги.

 Упражнение «Лягушка»: одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе, поочерёдно менять положение рук. Идеально подходит для автоматизации звуков в чистоговорках. При этом особое внимание детей обращается на необходимость чёткого выполнения каждого движения, так как небрежное, расслабленное действие не даёт нужного эффекта. Если у ребёнка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

В тесной связи с кинезеологическими упражнениями находятся пальчиковые игры.  Это инсценировки каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Они также важны для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории. В результате пальчиковых игр кисти рук приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Нередко процесс логопедического воздействия затягивается не только из-за речевых и зрительных нарушений, но и нарушений высших психических функций. Недоразвитие этих процессов затрудняет усвоение и запоминание материала. Я заметила, что мои воспитанники не любят учить стихи и пересказывать тексты. Рассказать стихотворение без ошибок им затруднительно, дети быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить интерес к учебной деятельности. И здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.  К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Таким образом, метод мнемотехники для дошкольников позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки, обозначающие последовательность действий. Чаще всего она подходит для заучивания коротких скороговорок. Далее виды наглядности становятся уже более сложными.  Это, прежде всего, мнемотаблица- рисунок основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для закрепления звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы.  А затем предложить ребёнку самостоятельно нарисовать текст при помощи простых и доступных для восприятия символов.  Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Мнемотехника формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает ассоциативное мышление, творческие способности детей, зрительную память. А также является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.

Помимо выполнение непосредственных логопедических задач, не следует забывать и о профилактике зрительных расстройств у детей. Ведь около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. Упражнения для развития прослеживающей функции глаз с использованием готовых «дорожек» можно включать на любом этапе коррекционного воздействия.

ЭТАП автоматизации изолированного звука

Применяются «дорожки» самых различных видов: спиралеобразные, закруглённые, ломанные, двойные, одно- и двухцветные. Варианты работы тоже различны:

  • первый раз ребёнок «проходит» дорожку, следя глазами за указкой педагога, сопровождая движение отрабатываемым звуком;
  • затем от начала до конца проводит пальцем или передвигает небольшую игрушку;
  • можно одновременно проговаривать звук и прорисовывать дорожку фломастером, стараясь не выходить за линию.

ЭТАП автоматизации звука в слогах

На этих же траекториях «разбрасываются» буквы. Например, комар летит и поёт свою песенку «з-з-з». Встретившись с буквой, они здороваются «за» и дальше летят вместе «за-за-за». Такая же работа проходит и с другими буквами

ЭТАП автоматизации звука в словах

При закреплении звука в словах данный вид упражнений усложняется: выбирается определённый цвет дорожки ил  оформление, все слова называются по очереди. Выполнив задание, можно попросить ребёнка отобрать названные картинки из предъявленных и разложить их по порядку.

ЭТАП автоматизации звука в предложениях

При выполнении заданий на распутывание дорожек варианты выполнения немного меняются: сначала ребёнок проходит их с помощью пальца или указки, а затем прослеживает от начала до конца только глазами. Результат своих действий проговаривает полным предложением. Узнав, какие картинки находятся на концах траектории, дошкольнику предлагается составить с ними предложения ил. Закрепляется и объяснить, почему они «дружат». Закрепляется словарь не только по пройденным лексическим темам, но и развивается логическое мышление, а также фантазия и воображение. Ведь не так просто понять, почему, к примеру, «дружат» зонт и мяч. (потому что они разноцветные)

Не надо забывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование сказочного сюжета – это заинтересованность детей, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных логопедических задач. Перед нами не стоит цель развить профессиональные актёрские умения, наша задача – создание условий для коррекции речевых нарушений и развития мотивации на их устранение. С помощью театрализованной деятельности образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Показ сценок и разыгрывание сказок является заключительным этапом работы по введению исправленных звуков в повседневную речь. За основу берутся ранее знакомые сказки, в которых присутствуют в большей мере, например шипящие и сонорные звуки («Теремок» — автоматизация и дифференциация звуков Ш-Ж).

На 1 этапе работы развивается звукопроизносительная сторона речи. Сюда входят игры на развитие фонематического слуха и самое главное – правильное произношение слов с этими звуками, отрабатывается мимика, жесты, голос, интонация.

2 этап работы – развитие лексико-грамматического строя речи

Здесь отрабатываются отдельные, более сложные для детей в осмыслении и закреплении задачи: образование слов, согласование слов между собой, пополнение словаря фразеологизмами и устаревшими, малораспространёнными словами.

3 этап работы – развитие связной речи.

Ребёнок учится выражать свои мысли, старается сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной. Когда определённая сказка доработана, мы переходим к показу её зрителям – это дети нашего детского сада.

Часто в наших сказках появляются дополнительные персонажи, которые замещают основных. Такие вариации требуют закрепляемые звуки. Например, к теремку вместо лисички-сестрички и серого волка приходят ёжик – ни головы, ни ножек и хрюшка – животик, как подушка. Получается «Теремок» на новый лад.

Особый интерес вызывает у детей показ сценок на основе отработанного и закреплённого материала по поставленному звуку. С какой гордостью дошкольники показывают результаты своей работы. Дети преодолели свою робость, страх над насмешками из-за неумения говорить правильно, почувствовали свою значимость, поверили в свои силы и, наконец, смогли показать свои возможности.  Конечно, диалоги, написанные прозой, по сравнению со стихотворными, несколько сложнее для исполнения, так как в них нет определённого ритма, который подсказывает, когда сделает сделать паузу. Но при разыгрывании эти диалоги не обязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приобретённого навыка в спонтанной речи.  Выступая перед зрителями, дети преодолевают смущение, мобилизуют внимание, память, повышают свою самооценку. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут справиться с речевой патологией, почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Использование всех выше перечисленных методов приводит в повышению эффективности коррекционной работы и положительно сказывается на развитие всех видов деятельности воспитанников ДОУ. Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления теории и практики, а также помнить, что любая инновация  хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели. Пройдя проверку временем в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики.

Сташкова Инна Владимировна
  учитель-логопед, ГОУ ТО «Суворовская начальная школа»
  г. Суворов, Тульская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *