Методическая разработка логопедического занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
Класс: 2 «А» Марина
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней (умеренной) степени тяжести при УО.
Логопед: Широкова Л.В.
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».
Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Основная дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала.
Образовательные цели: учить различать звуки [Р] — [Л], выделять звуки [Р] — [Л] в ряду других звуков, слогов, слов, уточнить акустико-артикуляционную характеристику данных звуков.
Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные цели: воспитывать уверенность в себе, интерес к логопедическим занятиям.
Форма организации: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Коррекционные приемы: речевой образец, повторение, объяснение.
Оборудование: зеркало, куклы Лада и Рома, мяч, предметные карточки «Овощи», карточки с артикуляционными упражнениями, карточки-схемы звуков.
Структура занятия:
- Организация начала занятия.
- Подготовка к основному этапу.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Первичная проверка понимания.
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Подведение итогов. Оценка деятельности.
Ход занятия:
Структурные элементы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организация начала занятия | Здравствуй, сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости. Что нужно делать, когда приходят гости? | Поздороваться (здоровается с гостями) |
2. Подготовка к основному этапу | К нам на занятии пришла кукла Лада, но она пришла не одна, а со своим другом, которого зовут Рома. Послушай – Лада и Рома, какой первый звук ты слышишь в имени девочки, а какой первый звук в имени мальчика?
Назови эти звуки. И сегодня мы будем учиться различать звуки [Р] и [Л] Сейчас мы вместе с Ладой и Ромой сделаем веселую гимнастику. Бери карточку, переворачивай и делай упражнения для язычка:
|
Звук Л, звук Р
Берет карточки и выполняет упражнение для язычка. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | Рома и Лада очень трудолюбивые ребята, они любят ухаживать за огородом, сажать и убирать овощи. И вот однажды, во время очередной уборки урожая, налетел сильный ветер и у наших друзей поменял первые звуки в их имени. Теперь их зовут Рада и Лома. Какие звуки поменялись?
Чтобы нам эти звуки не путать, мы сейчас расскажем, какие это звуки и как они образуются.
Как произносятся звуки в имени Лада и Рома – твердо или мягко? Но у этих звуков есть мягкая пара. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. |
Звук Л, звук Р.
Рассказывает по схеме артикуляции звуков (Л и Р – губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки, Л -воздушная струя долгая и слабая, Р – долгая и сильная, встречает преграду. Значит эти звуки согласные. Голос дрожит, работает. Значит эти звуки звонкие). Произносятся твердо, значит эти звуки твердые. |
4. Первичная проверка понимания | — У меня есть буквы Р и Л, как ты думаешь, кому какая буква подходит. Я их путала, путала и запутала.
— Лада и Рома принесли рисунки овощей и предлагают обвести по контуру овощ пальчиком и длительно произнести звук Р и Л (лук, помидор). — У меня на подносе много овощей, давай угостим Ладу и Рому. Я буду называть овощ, а ты внимательно слушай и ищи, овощи со звуком Л – Ладе, овощи со звуком Р – Роме. — А сейчас давай поиграем в игру «Непослушные звуки». Я буду говорить слоги, а ты должна заменить Р на Л, или наоборот. — Поиграем в игру «Эхо» Начинается игра – ра – ра – ра Снег растаял от тепла – ла – ла – ла Побежали по ковру – ру – ру – ру В темной комнате светло – ло – ло – ло Обронил павлин перо – ро – ро – ро Алла купила пилу – лу – лу – лу Иру кусают комары – ры – ры – ры Наступил конец игры – ры – ры – ры
Лада и Рома приготовили загадки. Посмотри внимательно – тут на карточках четыре овоща, но какой-то лишний. Объясни, почему он лишний? Кукуруза, лук, горох, помидор. Баклажан, салат, морковь, свекла. |
Лада – Л, Рома – Р.
Длительно произносит звук Р и Л, обводя по контуру овоща пальчиком.
Выполняет задание.
Лук – потому что звук Л, а на других карточках овощи со звуком Р. Морковь – звук Р, а в остальных звук Л. |
5. Обобщение и систематизация знаний по теме | «Отгадай, что купили?»
А сейчас послушай рассказ Лада ходила на рынок за овощами. Когда она пришла домой, Рома спросил у Лады, что она купила. А ты отгадай, — ответила она. – Я купила такие овощи, в названиях которых есть звук Р. Что же я купила? Рома обиделся. «А я знаю, но не скажу». Рома не хочет отвечать. Назови, пожалуйста, ты овощи, в которых есть звук Р. |
Перечисляет овощи со звуком Р.
|
6. Подведение итогов | Над какими звуками мы сегодня работали? Что общего между этими звуками? Чем различаются?
Ты сегодня молодец! И Рома и Лада дарят тебе раскраску с их любимыми буквами. |
Перечисляет, что делали на занятии.
При произношении язычок поднят вверх. При произношении Р – язычок дрожит. |
Широкова Людмила Викторовна
КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник», логопед
пгт Мурыгино Кировская область