Методическая разработка логопедического занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»

Класс: 2 «А» Марина
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней (умеренной) степени тяжести при УО.
Логопед: Широкова Л.В.
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».
Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Основная дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала.
Образовательные цели:  учить различать звуки [Р] — [Л], выделять звуки [Р] — [Л] в ряду других звуков, слогов, слов, уточнить акустико-артикуляционную характеристику данных звуков.
Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные цели: воспитывать уверенность в себе, интерес к логопедическим занятиям.
Форма организации: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Коррекционные приемы: речевой образец, повторение, объяснение.
Оборудование: зеркало, куклы Лада и Рома, мяч, предметные карточки «Овощи», карточки с артикуляционными упражнениями, карточки-схемы звуков.

Структура занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Подготовка к основному этапу.
  3. Усвоение новых знаний и способов действий.
  4. Первичная проверка понимания.
  5. Обобщение и систематизация знаний по теме.
  6. Подведение итогов. Оценка деятельности.

Ход занятия:

Структурные элементы занятия Деятельность педагога Деятельность детей
1.       Организация начала занятия Здравствуй, сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости. Что нужно делать, когда приходят гости? Поздороваться (здоровается с гостями)
2.       Подготовка к основному этапу К нам на занятии пришла кукла  Лада, но она пришла не одна, а со своим другом, которого зовут Рома. Послушай – Лада и Рома, какой первый звук ты слышишь в имени девочки, а какой первый звук в имени мальчика?

Назови эти звуки.

И сегодня мы будем учиться различать звуки [Р] и [Л]

Сейчас мы вместе с Ладой и Ромой сделаем веселую гимнастику. Бери карточку, переворачивай и делай упражнения для язычка:

  • Заборчик
  • Лопатка
  • Парус
  • Лошадка
  • Грибок
  • Барабан
Звук Л, звук Р

Берет карточки и выполняет упражнение для язычка.

3.       Усвоение новых знаний и способов действий Рома и Лада очень трудолюбивые ребята, они любят ухаживать за огородом, сажать и убирать овощи. И вот однажды, во время очередной уборки урожая, налетел сильный ветер и у наших друзей поменял первые звуки в их имени. Теперь их зовут Рада и Лома. Какие звуки поменялись?

Чтобы нам эти звуки не путать, мы сейчас расскажем, какие это звуки и как они образуются.

 

Как произносятся звуки в имени Лада и Рома – твердо или мягко?

Но у этих звуков есть мягкая пара. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.

Звук Л, звук Р.

Рассказывает по схеме артикуляции звуков (Л и Р – губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки, Л -воздушная струя долгая и слабая, Р – долгая и сильная, встречает преграду. Значит эти звуки согласные. Голос дрожит, работает. Значит эти звуки звонкие).

Произносятся твердо, значит эти звуки твердые.

4.       Первичная проверка понимания — У меня есть буквы Р и Л, как ты думаешь, кому какая буква подходит. Я их путала, путала и запутала.

— Лада и Рома принесли рисунки овощей и предлагают обвести по контуру овощ пальчиком и длительно произнести звук Р и Л (лук, помидор).

— У меня на подносе много овощей, давай угостим Ладу и Рому. Я буду называть овощ, а ты внимательно слушай и ищи, овощи со звуком Л – Ладе, овощи со звуком Р – Роме.

— А сейчас давай поиграем в игру «Непослушные звуки». Я буду говорить слоги, а ты должна заменить Р на Л, или наоборот.

— Поиграем в игру «Эхо»

Начинается игра – ра – ра – ра

Снег растаял от тепла – ла – ла – ла

Побежали по ковру – ру – ру – ру

В темной комнате светло – ло – ло – ло

Обронил павлин перо – ро – ро – ро

Алла купила пилу – лу – лу – лу

Иру кусают комары – ры – ры – ры

Наступил конец игры – ры – ры – ры

 

Лада и Рома приготовили загадки. Посмотри внимательно – тут на карточках четыре овоща, но какой-то лишний. Объясни, почему он лишний?

Кукуруза, лук, горох, помидор.

Баклажан, салат, морковь, свекла.

Лада – Л, Рома – Р.

Длительно произносит звук Р и Л, обводя по контуру овоща пальчиком.

 

 

 

 

Выполняет задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лук – потому что звук Л, а на других карточках овощи со звуком Р.

Морковь – звук Р, а в остальных звук Л.

5.       Обобщение и систематизация знаний  по теме «Отгадай, что купили?»

А сейчас послушай рассказ

Лада  ходила на рынок за овощами. Когда она пришла домой, Рома спросил у Лады, что она купила. А ты отгадай, — ответила она. – Я купила такие овощи, в названиях которых есть звук Р. Что же я купила? Рома обиделся. «А я знаю, но не скажу».

Рома не хочет отвечать. Назови, пожалуйста, ты овощи, в которых есть звук Р.

Перечисляет овощи со звуком Р.

 

 

6.       Подведение итогов Над какими звуками мы сегодня работали? Что общего между этими звуками? Чем различаются?

Ты сегодня молодец! И Рома и Лада дарят тебе раскраску  с их любимыми буквами.

Перечисляет, что делали на занятии.

При произношении язычок поднят вверх.

При произношении Р – язычок дрожит.

Широкова Людмила Викторовна
  КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник», логопед
  пгт Мурыгино Кировская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *