Использование мнемотехники в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНТ III уровня

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятие общее недоразвитие речи, связной монологической речи, приемы мнемотехники

Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблица, связная речь

У дошкольников с нарушениями речи отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, это является причиной недоразвития связной речи, не только диалогической, но и монологической.

Монологическая речь или монолог – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.

Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. В старшем дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются: описание, повествование и элементарные рассуждения.

У нормально развивающихся детей элементы монологической речи появляются в высказываниях уже в возрасте 2 – 3 лет. К 4 – 5 годам дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. С 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.

У детей с общим недоразвитием речи нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи.

Старшие дошкольники с ОНР III уровня значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, прежде всего монологической. У таких детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В коррекционной работе с детьми с ОНР используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании возможностей детей. Одним из эффективных коррекционных средств, при формировании монологической речи дошкольников с ОНР, служат приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотаблицы – это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.

Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока и отгадывании, и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:

  • Развитию связной речи;
  • Преобразованию абстрактных символов;
  • Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  • Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Ведется подготовительная работа:

  • подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора;
  • обсуждение наблюдений за явлениями природы, или произведений народного творчества;
  • подготовка необходимого оборудования и различного раздаточного материала, прослушивание аудио записей;
  • выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.

Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Главное наглядно схему изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Как работать с мнемотаблицей:

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.

3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно): пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.

На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука.

Логопедическая работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники отражена в методических пособиях следующих авторов:

  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;
  • Лебедева Л.В., Козина И. В. И др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа;
  • Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет;
  • Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных анализов;
  • Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР;
  • Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Приемы мнемотехники важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Чтобы заученный текст запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить текст.

Глухов В.П. цитирует в своих работах цитату Ушинского К.Д.: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Речь педагога, при использовании мнемотехники, сводится к минимуму – он показывает схему, а ребенок образовывает нужное слово.

Подводя итог, можно сказать, что для дошкольников с ОНР мнемотехника имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц в работе по формированию монологической речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными воспитательными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Шадт Ирина Васильевна
магистр Курганского государственного университета
город Курган

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *