Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР как средство развития речи
«Истоки особенностей детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее.» В.А. Сухомлинский.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.
«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». М.М. Кольцова.
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны. Сюда включают:
- самомассаж, массаж пальцев рук;
- предметную деятельность;
- пальчиковый игротренинг;
- занятия по изобразительной деятельности.
Основной вид деятельности дошкольников – игра общение.
Игровое общение есть тот необходимый баланс, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Речевые игры, направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной) позволяет каждому ребёнку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. У детей с речевыми нарушениями наряду с общей соматической ослабленностью замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание в двигательной сфере.
При формировании общих речевых навыков у детей с ОНР важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, именно в это время она успешно поддаётся коррекции.
У детей с нарушениями речи развитие мелкой моторики развивает гибкость, точность движения, память, мышление, то есть способствуют развитию всех отделов, отвечающих за речь.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
В систему игр включены: игровая пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, разные виды штриховок, раскрашивание, графическое письмо, нанизывание бус, мозаика, пазлы, деревянные палочки, массажные мячики, работа с трафаретами, шнуровка, выкладывание предметов из счётных палочек, материал для крупотерапии, для пластилинографии.
Особое внимание уделяем играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», то есть придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Список литературы:
- С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» // изд. «Сфера», 2008 г.
- И. С. Лопухина «Логопедия. Ритм, речь, движения» // изд. «Корона-век», 2008 г. 3.
- А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры» // изд. «АСТ», 2006 г.
Шадт Ирина Васильевна
магистр Курганского государственного университета
город Курган