Использование нетрадиционных форм в работе с детьми с речевыми нарушениями

Коррекция речевых нарушений  требует системного  комплексного подхода.  Ведется работа в следующих направлениях:

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие лексических навыков.
  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.
  • Развитие связной речи.

В дополнение к традиционным методам воздействия все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Результаты этой деятельности выражаются в изменениях, содержании,  методах, формах, технологиях,  средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Нетрадиционные методы терапии не требуют  особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельные,  их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что улучшает эффективность коррекционного воздействия.

В своей работе я использую следующие формы  нетрадиционного воздействия:

  • АРОМАТЕРАПИЯ – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Ароматерапия – нетрадиционная форма работы над дыханием.  Цели ароматерапии — нормализовать мышечный тонус, повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.  С помощью масел можно  снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение.  Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. В дыхательной гимнастике на коррекционном занятии с дошкольниками используются самые доступные ароматы: пихтовый, цитрусовый, ванильный. Они сменяют друг друга через каждые две недели.  Этот вид терапии применяется только  с согласия родителей.

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыкотерапия  — это лекарство, которое слушают.   Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона, стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов,  растормаживание речевой функции. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен,  ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

  • ХРОМОТЕРАПИЯ – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Хромотерапия (цветотерапия) — наука, изучающая свойства цвета. Педагогам, психологам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной ипедагогике.  Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.  Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли.  Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении, успокаивает, создает хорошее настроение.

  • ИМАГОТЕРАПИЯ – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).  Я  использую в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.

КУКЛОТЕРАПИЯ — это творческое самовыражение.   Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях детского сада. Куклы доставляют радость детям. Виды кукол:  перчаточные куклы, куклы настольного театра, куклы-марионетки, варежковые куклы. Решаемые задачи:  развитие самоконтроля,  коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие речи, развитие общей и мелкой моторики

  • ПЕСКОТЕРАПИЯ (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Пескотерапия – один из видов работы над дыханием и не только.  Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.  Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе логопеду.  Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии.  Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.  Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.  Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда.

Савицкая Елена Леонидовна
учитель-логопед, МБДОУ ДС №45 «Радуга»
г. Пятигорск, Ставропольский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.