Использование песочной терапии в коррекционной работе логопеда

Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия  — одна из разновидностей игровой терапии.

Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями; *существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности;
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность;
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, я стараюсь  сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Организация игрового процесса включает 5 шагов:

Первый шаг – демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые  борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

 

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря —
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки…

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

 

РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.
Хочу привести вам примеры  игр и упражнений по использованию песочной терапии.

Развитие дыхания.

  • «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке,  ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;
  • «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы не обнаружила зайца.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование  мелкой моторики.

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор»- произносить звук[ р] , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке  букву Р , произнося одновременно звук[ Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Горочка»- набрать в руку песок  и произносить звук С, насыпая горку.
  • «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком[ Ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук[ Ш]. Ребёнок, называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
  • «Песочный дождик» — учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
    Слоговые сочетания: ба-па,та-да, са — за, ма — на — ма, да — та – да.
    Слова: кот – год – кот; том – дом — ком; басня – башня – пашня.
  • «Новоселье» — в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома ( например, в «дом С» и «дом Ш»).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога …- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).
  • «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)

Звуковой анализ слова и предложения

  • «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
  • «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
  • «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.

Развитие связной речи

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • формируются навыки чтения и письма;
  • развивается мелкая моторика;

В перспективе планирую: пополнить оборудование и создать альбом фотографий. 

Сальникова Ирина Александровна
учитель-логопед, МДОУ детский сад №2 «Солнышко»
Пензенская область, село Наровчат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *