Задержка речевого развития у ребенка

Важность влияния речевой функции ребенка на его общее психологическое развитие трудно переоценить. От того, как развита речь малыша, будет зависеть динамика развития его познавательных процессов, а также эффективность его коммуникаций с окружающим миром.

Способность говорить у ребенка развивается не сразу

Первоначально происходит развитие фонематического слуха, обеспечивающего ребенку способность правильно выговаривать языковые фонемы. С развитием слуха происходит постепенное обогащение словарного запаса малыша, при этом ребенок с переменным успехом пытается строить законченные фразы. Затем наступает очередь усвоения ребенком лексического и грамматического строя языка, после чего он уже может осмысленно говорить.

Еще во внутриутробном периоде у ребенка закладываются понимание посторонней речи и даже способность к ее воспроизведению. Еще не сформировавшийся окончательно плод уже в состоянии распознавать и дифференцировать голоса, различать интонации, откликаться на знакомые голоса толчками в животе матери. Огромную роль в развитии у ребенка способности понимать и воспроизводить речь играет пассивное слушание, эмоциональная и тактильная связь с близкими людьми, психологическая атмосфера в семье.

Первый год жизни малыша завершается обычно накопленным багажом в виде пары десятков коротких слов. В этом возрасте ребенок прислушивается к речи взрослых и пытается воспроизводить отдельные слова.
До наступления двухлетнего возраста у детей продолжается пополнение словарного запаса, который пока состоит преимущественно из наименований предметов. Нередко ребенок использует в разговоре неполные слова, выделяя из услышанных и пока труднопроизносимых слов их главные составляющие. Такая речь носит название автономной, когда при помощи одного такого слова ребенок может называть сразу несколько предметов. По достижении 18-24 месяцев, словарный запас малыша включает уже не только названия предметов, но и обозначения различных действий.

На третьем и четвертом году жизни ребенка, при условии его нормального развития, происходит овладение связной фразовой речью. Ребенок уже умеет произносить простые, но правильные и законченные предложения, в том числе и вопросительные. Нередко он допускает смысловые и грамматические ошибки в построении фраз. Словарный запас малыша уже довольно внушительный – около полутора тысяч слов.
В каком случае родителям следует бить тревогу?

Основанием для обращения к специалисту может быть ситуация, когда ребенок, еще до достижения им годовалого возраста, не откликается на окружающий его мир гулением и лепетом. Молчание – это уже повод для беспокойства. В 3-4-летнем возрасте тревожной считается ситуация, если ребенок неправильно произносит многие звуки и не умеет строить предложения.

Уверенное диагностирование задержки речевого развития возможно только после достижения ребенком 3-4-летнего возраста. К сожалению, на этом возрастном этапе уже много упущено для эффективного развития речи малыша, и коррекционная работа будет нелегкой. Однако утешением может служить то обстоятельство, что, уделяя должное внимание коррекционным мероприятиям, можно развить речь отставшего в развитии ребенка таким образом, что он будет разговаривать нисколько не хуже остальных детей. Следует также помнить, что после 5 лет коррекция речевой функции уже практически невозможна.

Причины задержки речевого развития ребенка могут быть разными

На физическом уровне развитие речи может быть связано с нарушениями слуха у ребенка, заболеваниями головного мозга, замедленным развитием нервных клеток, которое обусловлено наследственными факторами. На психологическом уровне причиной речевой задержки может стать педагогическая запущенность малыша. Такое явление распространено в неблагополучных семьях, когда ребенку не уделяется должного внимания, и взрослые не утруждают себя ни его воспитанием, ни развитием у малыша соответствующих его возрасту речевых навыков.

Методы коррекции речевой функции у детей с задержкой речевого развития зависят от причин, ее породивших. Определяет причины ЗРР у ребенка комиссия в составе логопеда, психолога и невролога. При диагностировании мозговых дисфункций и прочих проблем неврологического характера ребенку будет назначено соответствующее лечение в виде лекарств и проведения специальных процедур для соответствующих участков головного мозга. При выявленных нарушениях слуха ребенок будет направлен сурдологом в специализированное детское учреждение для обучения по специальной коррекционной программе. Если нарушение речи вызвано психологическими причинами, то с ребенком должны будут поработать психолог и логопед.

Родителям также следует приложить усилия со своей стороны и пересмотреть свой подход к общению с ребенком. Чтобы стимулировать развитие речи у малыша, следует обеспечить его активное включение в разговорную среду, заниматься с ним, добиваясь повторения отдельных звуков и слов. Разговаривать с ребенком можно и нужно не только в ходе занятий с ним, но и в процессе выполнения рутинных домашних дел, во время прогулки на улице. Следует указывать на предметы, называть их и просить, чтобы ребенок повторял их названия. Если же пустить ситуацию на самотек, то задержка речевого развития станет причиной ухудшения интеллектуального и психического здоровья малыша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *