Использование приемов мнемотехники при обучении связной речи детей с ОНР

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.  Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Все это послужило поводом использовать приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

  • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
  • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
  • развитие грамматического строя речи.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Речь дошкольником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

В своей работе использую мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словобразовани и словоизменения:

Д/игра « Измени слово» — изменение слова по падежам.

Что это? (машина). Нет чего? ( машины ). Иду к чему? ( к машине). Вижу что? (машину). Любуюсь чем? (машиной).Думаю о чем? ( о машине ).

Д/игра « Что приготовим?» — образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе.

 Тыквенная каша. Клубничный компот. Смородиновое варенье.

Д/игра « Где спрятался?» — употребление предлогов.

В столе. Под столом. На столе. Над столом. У стола. Около стола.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению  школе.

Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

  • пересказывать;
  • составлять рассказ по сюжетной картине и  серии картин;
  • составлять описательный рассказ;
  • составлять творческий рассказ.

В своей коррекционной практике  широко применяю серию мнемоквадратов «Опиши животное», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.

Для развития навыка описательного рассказа по любой лексической теме предлагаю детям серию мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети.

Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль  мнемоквадратов  в заучивании стихов заключается в следующем:

  • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, сила наша. В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Из песка пирог спечём.
В гости маму позовём!
Пригласим и вас, друзья. Только есть
пирог нельзя!    

Очень помогают при обучении пересказу мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов  И.В. Баскакиной, М.И.Лынской «Логопедические игры». Используя эти мнемотаблицы, решаются сразу две задачи: автоматизация

 

Девица хотела напиться водицы.
Водица была в колодце.
Из колодца достал водицу добрый молодец.
Молодец подал водицу девице.
Девица молодца поцеловала.

Таким образом в результате применения мнемотехники:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед
г. Ярославль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *