Нарушения чтения и письма у младших школьников
Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда. Логопеду приходится знать не только содержание коррекционной помощи детям, но и клинико-психологические подходы к изучению причин возникновения устойчивых ошибок при чтении и при письме.
При анализе ошибок на письме у младших школьников можно выделить самые характерные из них. Распространены ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях может происходить замена букв: обозначающих мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные.
Логопедам известны ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа. К ним относятся:
- Пропуски гласных и согласных букв;
- Добавление букв;
- Перестановка букв;
- Пропуск слогов;
- Перестановки и добавление слогов.
По мнению психологов , на успеваемость ребенка в школе влияют более 200 факторов. Но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.
Для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма очень важны зрительно-двигательная координация, правильное произношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух.
Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотношение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно.
Зенцова Светлана Борисовна
логопед, МОУ «Школа-гимназия №37»
г. Волжский