Использование театральных игр в логопедической работе с детьми
У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают эмоциональную и умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющих речевые нарушения, являются театральные игры.
В своей работе по автоматизации звуков я использую:
- Игры – имитации животных, литературных персонажей (проговариваем речевой материал от имени героя).
- Ролевые диалоги на основе текста (при автоматизации звука в предложениях, скороговорках, стихотворениях).
- Инсценировки произведений (заключительный этап работы по автоматизации звуков).
- Режиссерские игры (ребенок выступает как режиссер импровизированного спектакля, используя набор предметов, в название которых есть звук, над автоматизацией которого мы работаем).
В процессе театрально — игровой деятельности происходит развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонетического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Кроме того, в процессе использования пальчикого, кукольного театра Бибабо, происходит развитие общей и мелкой моторики: координация движений, развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Происходит развитие сценического мастерства и речевой деятельности.
Примеры некоторых развивающих игр, которые я активно использую в своей работе:
- Показ артикуляционных упражнений, знакомство с органами речи можно проводить с помощью перчаточной куклы Лягушки квакушки. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушке, потрогать язык, показать, где кончик языка, где боковые края, спинка, корень языка. Можно выполнять артикуляционные упражнения вместе с лягушкой.
- Автоматизация звука в словах с использованием пальчикового театра. Ребенок сначала проговаривает слова громким грозным голосом медведя, подняв заданный пальчик с куклой, потом тоненьким тихим голосом мышки, подняв другой пальчик. И т.д.
- Проговаривание и пропевание речевого материала с использованием кукол Бибабо.
Ребенку предлагаются 2 куклы на 2 руки. Одна кукла пропевает слова, другая проговаривает. Одна кукла проговаривает слова тихим голосом, другая громким. Одна кукла проговаривает ряд слов в быстром темпе, другая плавно, растягивая их на слоги. Ит.д.
Дорогие коллеги, очень рекомендую Вам использовать подобные развивающие игры в своей работе, делая каждодневные логопедические занятия эффективными, яркими, интересными и радостными для детей.
Заринская Надежда Андреевна
учитель -логопед, ГБОУ «Школа №1514»
г. Москва