Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слова»
Цель: развитие речи.
Задачи:
- развивать cвязную, интонационно выразительную речь;
- обогащать словарный запас;
- формировать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;
- систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно;
- воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.
Орг. момент
Приветствие
Дети становятся в круг и говорят:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!
2) Введение в тему занятия.
Ребята, сейчас я назову вам слова. А вы скажите, какие это слова?
Педагог называет слова: спасибо, пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, приятного аппетита, извините и т.д.
Ход занятия
1) Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
2) Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый — сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой — хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный — весёлый, несчастный — счастливый.
Логопед: Молодцы. Вы назвали хорошие, добрые слова.
Я знаю одного ослика, который тоже знал много вежливых слов.
3) Чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».
Был ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
— Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора и толстяк…
Логопед: как вы думаете, можно ли назвать ослика вежливым? (Ответы детей.) Правильно, дети. Ослик поступал плохо.
Ни разу доброго словца
Он не сказал ни про кого –
И я прошу тебя, дружок,
Не будь похожим на него!
4) Дидактическая игра «Комплименты».
Сказать комплименты: — друг другу.
5) Рассказ воспитателя о происхождении слова «Здравствуйте».
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.
6) Физкультминутка
На заре зайчишка встал
— С добрым утром,- всем сказал, (поклониться вперёд)
Солнышку и кочкам, (поклоны вправо- влево)
Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам,
Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам, (машут руками)
Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел, (ходьба на месте)
А навстречу мыши!
— Здравствуйте, сестрёнки! – (поклониться)
Говорит он звонко.
— Здравствуйте, лисята, (повороты в стороны)
— Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями,
С рыбками, стрекозами,
Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк, (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал, (изображают испуганного зайчика)
Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел. (улыбнуться и поклониться)
Говорит ему в ответ:
— И тебе, косой, привет!
— Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)
7) Дидактическая игра «Корзинка добрых слов».
Дети собирают в корзиночку яблоки, при этом называют вежливые, добрые слова.
8) Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Дети прикрепляют к дереву листочки, на которых написаны вежливые слова.
Итог занятия.
Воспитатель, обращаясь к детям по очереди:
— Какие вежливые слова вы запомнили?
— Что узнали нового?
— Что вам понравилось?
Прощание:
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Грекова Александра Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»
г. Смоленск