Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слова»

Цель: развитие речи.

Задачи:

  • развивать cвязную, интонационно выразительную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • формировать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;
  • систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно;
  • воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Орг. момент

Приветствие

Дети становятся в круг и говорят:

Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

2) Введение в тему занятия.

Ребята, сейчас я назову вам слова. А вы скажите, какие это слова?

Педагог называет слова: спасибо, пожалуйста, до свидания, спокойной ночи, приятного аппетита, извините и т.д.

Ход занятия

1) Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)

2) Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый — сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой — хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный — весёлый, несчастный — счастливый.

Логопед: Молодцы. Вы назвали хорошие, добрые слова.

Я знаю одного ослика, который тоже знал много вежливых слов.

3) Чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».

Был ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
— Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора и толстяк…

Логопед: как вы думаете, можно ли назвать ослика вежливым? (Ответы детей.) Правильно, дети. Ослик поступал плохо.

Ни разу доброго словца
Он не сказал ни про кого –
И я прошу тебя, дружок,
Не будь похожим на него!

4) Дидактическая игра «Комплименты».

Сказать комплименты: — друг другу.

5) Рассказ воспитателя о происхождении слова «Здравствуйте».
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

6) Физкультминутка
На заре зайчишка встал
— С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)
Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)
Маленьким цветочкам.
Маме и братишкам,
Елочке и шишкам.
Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)
Разноцветным мотылькам.
На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)
А навстречу мыши!
— Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)
Говорит он звонко.
— Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)
— Здравствуйте, лосята!
Он здоровался с друзьями:
С кабанами, муравьями,
С рыбками, стрекозами,
Белками и козами.
Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)
Лес испуганно примолк!
Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)
Хвостик маленький поджал.
А потом закрыл глаза,
Тихо «Здравствуйте» сказал.
Даже волк его не съел,
Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)
Говорит ему в ответ:
— И тебе, косой, привет!
— Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)

7) Дидактическая игра «Корзинка добрых слов».

Дети собирают в корзиночку яблоки, при этом называют вежливые, добрые слова.

8) Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Дети прикрепляют к дереву листочки, на которых написаны вежливые слова.

Итог занятия.

Воспитатель, обращаясь к детям по очереди:

— Какие вежливые слова вы запомнили?
— Что узнали нового?
— Что вам понравилось?

Прощание:

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».

Грекова Александра Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»
г. Смоленск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *