Как сделать артикуляционную гимнастику интересной!

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей.

В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты. Сегодня я бы хотела вас познакомить с разными приемами проведения гимнастики и основными требованиями проведения артикуляционной гимнастики.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи, а Цель АГ— это выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Чтобы привлечь детей к артикуляционной гимнастике, я предлагаю использовать разные приёмы:

  1. Можно рассказывать «Сказку о весёлом язычке» с иллюстрациями, в ходе которой дети выполняют необходимые артикуляционные упражнения. Так как дети быстро запоминают эту сказку, я придумываю новые истории про язычок, каждый раз поддерживая интерес детей. В своей практике я использую учебник Косиновой Елены Михайловны «Уроки Логопеда».
  2. Так как сейчас у нас «Осень» и мы с детьми на своих занятиях используем лексические темы, касающиеся осени, фруктов, овощей, заготовок на зиму и т.д., я предлагаю поиграть в игру: «Яблочки для Ёжика». На столе стоит Яблоня с яблочками, ребенок подходит и дует на Яблоню тем самым формируя правильную воздушную струю. Яблоко с упражнением падает на землю, ребенок выполняет упражнение и нанизывает яблочко на иголки Ёжику. Далее упражнение выполняет
    следующий ребенок.
  3. Можно привлечь детей к самостоятельному выбору артикуляционного упражнения с помощью кругов «Луллия», где дети по очереди крутят язычок(стрелочку), и язычок показывает на картинку-символ, обозначающую то или иное упражнение.
  4. Ещё вариант- это «Игра-ходилка», где дети бросают кубик и делают ход фишкой по очереди, там где останавливается фишка, выполняют определенное упражнение, чтобы добраться до финиша. Здесь можно выполнять артикуляционную гимнастику группой, а также в своей практике я использую осенние листочки, совместно с игрой — ходилкой, как дополнительные задания, либо, как отдельная игра.
  5. Это логопедический кубик, с картинками – символами на гранях. Дети с радостью бросают кубик и определяют вид артикуляционного упражнения. А потом выполняют его. Данную игру также можно использовать в группе или индивидуально.

В течение дня в группе, следует обязательно найти время, чтобы провести с детьми артикуляционную гимнастику. Им интересно играть с язычком. Таким образом, варьируя эти варианты выполнения артикуляционной гимнастики, мы поддерживаем интерес детей к этому виду логопедических упражнений. А это важно для достижения поставленных целей.

Спасибо за внимание!

Киселева Татьяна Михайловна
учитель-логопед, Детский сад №10
Свердловская обл., г. Каменск-Уральский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *