Нетрадиционная логопедическая технология — пластилинотерапия
Чем больше уверенности в
движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка.
В.А.Сухомлинский
Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы. Необходимость проведения серьёзной коррекционной работы логопеда с детьми через игру очевидна. Считается, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он сделал своими руками. Поэтому мы решили прибегнуть к опосредованному практическому материалу в виде нетрадиционной логопедической технологии — пластилинотерапии.
Пластилинотерапия хороша тем, что доступна детям разного дошкольного возраста, позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает привычное занятие разнообразным, увлекательным и запоминающимся.
Основной материал – это пластилин, а инструмент – это рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.
К достоинствам пластилинотерапии относятся:
- простота исполнения работы;
- яркость и фактурность материала;
- возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей;
- насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения
Используя пластилинотерапию, мы воспитываем аккуратность и творческое воображение, повышаем мотивацию учебной деятельности, речевую активность.
Возрастная адресованность — воспитанники старшей и подготовительной к школе групп.
Методическая ценность — вариативность использования: на индивидуальных занятиях, на занятиях по обучению грамоте, на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи. Возможности использования — использование на занятиях по развитию речи. Для развития правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то… (Например, лепить сказочных героев). С использованием пластилинотерапии работа над пересказом и рассказом становится более эффективной.
Область применения пластилинотерапии, можно использоваться учителям — логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Пластилинотерапии- направлена на развитие моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, стимулируется развитие внимания, воображения, фантазии. Выполняя задания из пластилина, дети стимулируют рецепторы зоны кистей обеих рук. Регулярная тренировка движений пальцев рук оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи.
В процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев. В воспитании ребёнка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть весомую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.
Бубникова Светлана Ивановна, Бойцова Олеся Викторовна
учителя-логопеды МБДОУ №24 «Кораблик»
Кемеровская область-Кузбасс, г. Юрга