Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Кинезиология —  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • Развитие межполушарного специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие речевой активности
  • Предупреждение нарушений устной и письменной речи

Польза кинезиологических упражнений:

  • повышают стрессоустойчивость
  • улучшаю мыслительную деятельность, внимание и память
  • синхронизируют работу полушарий
  • формируют пространственные представления
  • развивают речь, а также мелкую и крупную моторику
  • снижают утомляемость
  • повышают способность к произвольному контролю
  • гармонизируют работу головного мозга
  • облегчают процесс чтения и письма

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Для результативности нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

  1. Растяжки
  2. Дыхательные упражнения
  3. Глазодвигательные упражнения
  4. Телесные упражнения
  5. Упражнения для развития мелкой моторики
  6. Упражнения на релаксацию
  7. Массаж пальцев рук и ушных раковин

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Кинезиологические упражнения:

«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменят друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений по 8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.

«Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 – 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо — нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

«Горизонтальная восьмерка» Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Таким образом, регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Мустафина Лена Анваровна
учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №9
г. Учалы, респ. Башкортостан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *