Сенсорные игры и речь

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка.

Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов:

  • тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций;
  • зрительное восприятие;
  • восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения;
  • слуховое восприятие.

Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности.

Примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.

Упражнения на развитие моторных функций

Упражнение «Ком».
Скатывание пальцами ног шелкового платка в ком произнесение слова «ком». Упражнение способствует профилактике плоскостопия.

Упражнение «Бум-бам».
Удары мячом о стену с одновременным произнесением «БАМ!», чередуя удары мяча о пол с одновременным или последующим произнесением: «БУМ!», «БАМ!».

Упражнение «Зарядка».
Повороты туловища вправо и влево с одновременным произнесением: «УХ!».

Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности

«Аппликация».
Взрослый вместе с ребенком наклеивает на картон разный материал, стремится к повторению названий ребенком: пух, вата, мех, бумага. Необходимо наклеить на картон несколько одинаковых кусочков, чтобы обеспечить многократное повторение слов.

В конце игры ребенок может на ощупь угадывать и называть наклеенные им кусочки.

«Волшебные фигурки».
Ребенок на ощупь находит по инструкции взрослого фигурки, вырезанные из различной бумаги: наждачной, бархатной, гофрированной — и называет их. Фигурки могут обозначать, например, слова: дом, ваза, сапоги, собака, лев, лук.

Кинестетическое восприятие

«Коробка с тканями».
Взрослый достает из коробки различные кусочки ткани, называя их. Затем предлагает ребенку достать кусочки, взрослый снова повторяет названия. Для усложнения игры взрослый предлагает достать/убрать ткань по инструкции, самостоятельно назвать тип ткани. Используемые названия: байка, букле, мех, лен, тафта, тюль. Игра проводится с детьми, имеющими высокий уровень языковой способности, при условии достаточного внутреннего лексикона по общепринятым лексическим темам.

Зрительное восприятие

«Узнай картинку».
Узнавание картинок при закреплении соответствующих лексических тем. Узнавание: черно-белых изображений, теневых, зашумленных, наложенных друг на друга, недорисованных; соотнесение их с предметами.

«Блеск».
Для игры понадобятся заготовленные черные контуры изображений (используются изображения простых по слоговому составу слов), промазанные канцелярским клеем. Ребенок совместно со взрослым засыпает контуры блестками, произнося сопряжено/самостоятельно названия изображений.

Развитие обоняния, вкусовых, температурных и барических ощущений

«Ароматные мешочки».
Для игры используются различные мешочки, в которых находятся пахнущие предметы: кофе, ваниль, лаванда, корки лимона и т. д. Ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом.

«Мята».
Ребенок совместно со взрослым отрывает листочки от веточки мяты, растирает их в руках, нюхает. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению фразы или ее частей: «Ах, мята!»

«Угадай предмет по вкусу».
 Игра аналогична предыдущей игре с различением запахов, проводится при закреплении лексических тем: «фрукты», «ягоды», «овощи», «напитки», «продукты»

Слуховое восприятие

«Шумящие коробочки».
Взрослый предлагает угадать по звуку и назвать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д. Можно предложить ребенку парные по звучанию коробочки и предложить: «Найти такую же».

Источник:
М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»

Воложанина Нина Викторовна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад № 3»
г. Шадринск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *