Коммуникативная компетенция и личность детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Онтогенез общения

Ключевые слова: Общение, личность, онтогенез, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня

Л.С. Выготский отмечал, что главной функцией речи ребенка является установление контактов с окружающим миром, то есть функция общения.

Способность к общению затрагивает социальную сферу жизни и имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему в той или иной мере взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Особенное речевое развитие, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения. Если эти нарушения не исправить в раннем возрасте, то они вызовут трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности ребенка, а именно приведут к детской закомплексованности, мешающей им учиться, раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена тем, что речевое общение имеет большое значение во всестороннем развитии личности дошкольника.

Изучение речевого общения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи третьего уровня демонстрирует взаимообусловленность речевых и коммуникативных навыков, поэтому в настоящее время специалисты ищут способы активизации речевой коммуникации и потребности в общении таких детей.

Целью нашей работы является: теоретически выявить особенности речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Составляющими портрета личности дошкольника являются личностные, физические, интеллектуальные качества. Данные качества формируются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника. Старший дошкольник должен быть:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества. Он самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
  • Любознательный, активный, интересуется новым. Задает вопросы взрослому и случаях затруднений обращается за помощью. Принимает активное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый, способный сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соответствующие возрасту. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности [5, с. 28].
  • Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1, с.319].

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому к общению не относится случаю односторонней активности [2, с. 659].

Коммуникативная компетенция – приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих [3, с. 5].

Коммуникативную компетентнцию в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

  • желание ребенка вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
  • умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

  • социальная ситуация развития ребенка;
  • формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

В процессе воспитания коммуникативной компетентнции у воспитанников формируется:

  • умение вести диалог, беседу;
  • развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
  • независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

Изучение коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня показало, что ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для таких детей, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков.

Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня имеют сложности в осуществлении коммуникации, что обусловлено недостаточной сформированностью языковых средств, неумением их использовать в общении. Неспособность ребенка к организации процесса общения

затрудняет межличностное взаимодействие детей, создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др.

Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта. Именно поэтому, что эта тема имеет такое центральное значение по существу[4, с. 9].

А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа в становлении речи детей:

  • 1-й — подготовительный — до одного года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • 3-й — дошкольный — до 7 лет;
  • 4-й — школьный.

Подготовительный этап.

В этот период у ребенка происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются такие голосовые реакции, как крик и плач, которые способствуют развитию голосового, дыхательного и артикуляционного отделов речевого аппарата.

В две недели ребенок начинает реагировать на голос. К концу месяца ребенок начинает поворачивать голову на звук и реагировать на интонацию.

В два месяца появляется гуление, а к началу третьего месяца – лепет. Лепет – это сочетание звуков.

С пяти месяцев ребенок слышит речь, видит движение руг и пытается повторять. К шести же месяцем уже произносит отдельные слоги.

Далее путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи и к концу года появляется первое слово.

Преддошкольный этап.

С появлением первого слова начинается второй этам развития речи ребенка – преддошкольный этап. В этот период ребенок много повторяет за взрослым и обращает внимание на артикуляцию.

Слов еще не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно — на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д.

На протяжении второго и третьего года жизни происходит интенсивное накопление словаря ребенка. К концу третьего года начинает формироваться грамматический строй речи.

Дошкольный этап.

На третьем этапе речевого развития у детей еще может присутствовать неправильное звукопроизношение.

В период от трех до семи лет у ребенка формируется фонетическое восприятие, так же продолжается быстрое пополнение словарного запаса. Параллельно развивается грамматический строй речи. В дошкольный период ребенок овладевает связной речью.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Школьный этап.

На школьном этапе ребенок начинает осознано усваивать речь. Теперь ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

В школьный период ребенок активно общается со сверстниками, что способствует расширению словаря и кругозора.

 

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. –– М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
  2. Волкова Л.С. «Логопедия» 2009, с. 659 Москва гуманитарный издательский центр Владос
  3.  Вятютнев М.В. Теория учебника русского языка как иностранного. — М., 1984; Жуковская Е.Е. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей.— М., 1984; Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования напродвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4.
  4. Лисина М.И. «…Москва «Педагогика» 1986.. «…ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА ОБЩЕНИЯ…» страница 9
  5. Флерова Ж.М. «Логопедия» 2001г.  С. 28

Шульга Алена Юрьевна
Курганский государственный университет, студент
Курганская область, г. Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *