Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе «Дифференциация звуков и букв Ц-Ч»

ЦЕЛИ:

  • совершенствование различения звуков и букв Ц, Ч в устной речи и на письме;
  • совершенствование навыков составления текста из отдельных предложений;
  • совершенствование мнемических приемов, личностно значимых для ребенка;
  • тренировка навыка самостоятельного стимулирования к мобилизационной готовности для умственной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

У логопеда: предметные картинки, графические образы букв Ц и Ч, магнитная доска, текст рассказа, «Веселая» и «Грустная» коробки;
У детей: зеркала, значки звуков [Ц], [Ч], [С], [Ш], наборы цветных ручек, кусочки проволоки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

(Звучит сигнал колокольчика)

2. Гимнастика и самомассаж.

(Дети выполняют упражнение стоя)

Логопед:
— Приготовились! Начали!
— Движения головой налево-направо! Вверх-вниз! (4 раза)
— Подняли плечи! Сбросили! (4 раза)
— Кулачок правой руки!
— Потерли затылок, погладили сверху вниз. (4 раза)
— Кулачками потерли поясницу. Движение по часовой стрелке.
— Постучали пальчиками по одной ладошке, по другой. Молодцы! Сядьте.

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед:
— А сейчас, чтобы речь звучала плавно, мы дышать умеем правильно. Приготовились!
Вдох через нос — выдох через нос (3 раза)
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза)
Вдох через рот — выдох через нос (3 раза)

4. Выделение звуков [Ц], [Ч]. Их характеристика.

Логопед:
— Теперь вы готовы продолжать работу по различению пар звуков и букв, которые мы начали на предыдущих занятиях. Какая пара будет сегодня в гостях, вы скажете сейчас сами, выделив первые звуки в названии этих картинок.

(Логопед вывешивает на доску рисунки цапли и чайки. Дети выделяют начальные звуки в словах, дают примерные полные ответы: «В слове цапля первый звук [ц]. В слове чайка первый звук [ч]).

Логопед: -звук [ц] гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий? (Дети дают характеристику звуку [ч] аналогично звуку [ц]).

Логопед:
-Теперь мы произнесём звук [ц] медленно (тссс….)
-Что слышим в начале? ([т] потом [с])
— Посмотрите в зеркало. Покажите в зеркало два движения языка: первое – толчок в верхние зубки и второе — чашечка вверху. Проверим беззвучно и со звуком.

5. Подбор значков «Условные обозначения» для [ц] и [ч]

Логопед: — Когда мы произносили звуки [ч]и [ч], в зеркалах наблюдали за движениями языка. Как вы думаете, какой из значков подходит для [ц]? (У каждого ребёнка на парте — значки.  Логопед проверяет выбор каждого ребёнка. Примерные объяснения выбора детей: «Этот значок выбрал(а) потому что, когда произношу [ц], язычок делает два движения – толчок в верхние зубы и вниз к нижним зубам».)

Логопед: -Почему выбрали значок синего цвета? (Примерный ответ: «Я выбрал(а) значок синего цвета потому, что [ц] согласный, твёрдый»)

(Работа со значком ч аналогична работе со значком [ц].)

Логопед: — Почему нам не подошли сегодня другие значки? (Примерный ответ: «Эти значки не подходят. На них по одному движению языка, а при [ц] и [ч] – по два».)

6. Работа с условными значками Ц и Ч.

Игра «Не ошибись» (Логопед называет слоги, слова –дети показывают соответствующие значки)

Ац    чо    цно    рчо    чоц    соч
Царевна   чудо    удача   мыльница   улица
Ключ    ученица    кочка    палец

7. Разминка для глаз.

(Логопед просит детей написать глазами сегодняшнее число.)

8. Чтение слов, осложнённых условными значками.

(Логопед вывешивает слова, в которых буквы Ц и Ч заменены условными значками).

…епь             о..ки            гра…      …айка         ме…
…веток          кури…а      зая…     …апля         пале…
…асы              све…а          лу….      ту…а            бо…ка

Логопед:
— Сколько перед вами столбиков слов?
-Сколько слов в каждом столбике?
-Чем необычны все слова?
-Кто догадался, что мы будем делать?

(Примерный ответ: «Мы вместо значков подставим буквы Ц или Ч, прочитаем слова»). Логопед: — Правильно, мы будем читать слова по моим заданиям.

а) -1-е, 2-е слово из первого столбика,
-4-е, 3-е слово из третьего столбика,
-4-е, 5-е слово из первого столбика,
-5-е и 1-е слово из второго столбика.

б) -Все слова с Ц из 2 столбика,
-Все слова с Ч из 1 столбика,
-Все слова с Ц из 3 столбика,
-Все слова с Ч из 3 столбика.

9. Соотнесение звуков |ц| и |ч| с соответствующими буквами.

(На партах у детей по два кусочка проволоки разной длины)

Логопед: — Нам необходимо проволочки превратить в прописные буквы Ч и Ц. Подумайте, почему кусочки разной длины. Догадались? Скажите мне шепотом на ушко каждый.

(Правильный ответ произносит ребенок вслух: «Проволочки разные, потому что у буквы Ч меньше элементов, чем у буквы Ц. Для нее проволочка нужна короче». Дети придают проволочкам образ букв Ц и Ч).

10. Сравнение букв Ц и Ч.

(На доску вывешивается буквы Ц И Ч.

Логопед: — Посмотрите на Ц. На что похож нижний элемент буквы?

(Дети предлагают свои варианты. Совместно с логопедом выбирают «цепочка». На букву Ц прикрепляется буква-картинка, где нижний элемент Ц заменен цепочкой).

Логопед:
— Ц — цепочка внизу, язычок при произнесении Ц опускается
-Нарисуйте в воздухе Ц.
-Посмотрите на букву Ч. На что похож верхний элемент Ч?

(Работа с буквой Ч аналогична работе с буквой Ц.)

(Выбран вариант Ч – чайка)

11. Дифференциация Ц и Ч в предложениях.

Логопед: — Ребята! Скоро закончится наша работа, и вы пойдете гулять. И знаете, что интересно: за вами на улице наблюдают не только люди, наши соседи, но и птички. Они видят, как вы подросли, стали многое уметь. А сегодня маленькая птичка, живущая по соседству, что-то принесла в клювике и спрятала в цветок на окне. Да, она просила передать, что на этих кусочках написаны предложения. Посмотрите. В них чего-то не хватает (букв). Правильно, здесь пропущены буквы Ц и Ч Возьмите каждый по листочку и вставьте недостающие буквы.

(Дети выполняют задание)

Логопед: — Птичка хитрая была. Не одну загадку вам принесла, а две. Из этих кусочков нужно составить рассказ. Если вы правильно составите его, мы разгадаем её вторую загадку.

(Дети составляют рассказ на магнитной доске. Логопед обращает внимание детей на то, что форма составленного рассказа похожа на пёрышко. Полученный рассказ читают по цепочке.)

На …ердаке было гнездо ласто..ки.
У ласто…ки было …етыре птенца.
Один птен…ик выпал из гнезда.
Ласто…ка не могла помо..ь птен…у.
Митя был на ули…е.
Он увидел птен…а.
Маль…ик положил птен…а в гнездо.
Ласто…ка весело защебетала.

Логопед: — Теперь запишите рассказ для птички на листочках.

(Дети выполняют задание. Объем задания может быть индивидуален для некоторых детей).

Логопед: — Кто уверен, что все написано правильно, опустите свой листочек в «Веселую» коробку, а кто не очень уверен — в «Грустную».

12. Итог.

Логопед: — Молодцы, вы поработали хорошо.  Давайте еще раз повторим на что похожи прописные буквы Ц и Ч? (ц – цепочка, ч — чайка).

Историю, присланную птичкой, расскажите своим друзьям.

Занятия окончено. (звенит колокольчик).

Карчевцева Елена Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120»
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *