Особенности речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Аннотация: В статье представлены особенности коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Освещены недостатки коммуникативной компетенции у данной группы детей, препятствующие нормальному общению со сверстниками.

Ключевые слова: Речевое общение, коммуникативная компетентность, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня, алалия, дизартрия.

Дошкольный возраст,  считается «периодом первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие [3].

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Т.В. Дорфман, и О.Е. Чернова определяют речевое общение, как  мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [4].

В структуру речевого общения Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин предлагают отнести:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Важны точность употребления слов, их выразительность, правильность построение фразы и правильное произношение звуков и слов.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация и дикция речи.
  3. Выразительность качества голоса. Рассматриваются характерные специфические звуки, которые возникают при общении. Это такие звуки, как хмыканье, крики, плач шепот и др.

Помимо речевых признаков общения, выделяют неречевые взаимодействия участников общения к которым относятся:

  1. Внешние проявления чувств и эмоций человека при общении. К таким проявлениям относится мимика, жесты, пантомимика.
  2. Прикосновения в ситуации общения. К ним относятся рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, отталкивания и прочее.

Способность к общению затрагивает не только социальную сферу жизни, но и имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему в той или иной мере взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Каждый ребенок должен взаимодействовать с людьми для того, чтобы реализовать себя как полноценную личность в социуме. К сожалению не все они могут овладеть речевым общением в полной мере. К таким детям можно отнести детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Составляющими портрета личности дошкольника являются личностные, физические, интеллектуальные качества. Данные качества формируются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника.

У ребенка должны быть сформированы основные физические качества и представления о культурно-гигиенических навыках. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, задавать вопросы на интересующие его темы и в случае затруднения просить помощи у взрослых или сверстников.

Немало важным фактором в развитии личности ребенка является способность управлять своим поведением и планировать свои действия для достижения поставленной цели.

У дошкольник овладевшего вышеперечисленными функциями общения сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня не могу в полном объеме овладеть необходимыми для общения навыками и умениями.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящееся к звуковой и смысловой стороне [5].

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии и дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и проблемы фонетико-фонематического развития [5].

Речевое недоразвитие третьего уровня характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков: замены, смешения, пропуски или отсутствие звуков.

Е.Р. Мустаева в своих работах подчеркивает, что у детей с недоразвитием речи наряду с основными (речевыми) трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. У детей с тяжелой речевой патологией часто имеются затруднения в понимании обращенной речи, вследствие чего процесс их ознакомления с окружающим предметным миром оказывается обедненным, поверхностным. Ребенок, имеющий общее недоразвитие речи, игнорирует собеседника, так как ему важно не рассказать что-либо, а просто высказаться, не интересуясь, понятен ли его рассказ слушателю [1].

В ходе наблюдения за речевой деятельностью данной группы детей были установлены следующие недостатки коммуникативной способности: употребление слов в неточном значении; использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм; многочисленные повторения, возвращения к ранее сказанному; использование заученных формулировок; множественные паузы в речи; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности; специфика или трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов.

Дефект речевого развития детей оказывает существенное влияние на формирование и становление деятельности общения и речевой деятельности вообще. Специфика употребления детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня как языковых, так и невербальных средств общения, обусловлена недоразвитием языкового компонента [2].

Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевых патологий: детской афазии, алалии, дизартрии, в том числе и стертой дизартрии.

Алалия является одним из наиболее сложных дефектов речи, при котором ребенок практически лишен средств речевого общения, его речь самостоятельно не формируется.

В.А. Ковшиков отмечает, что экспрессивная алалия— одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу [4].

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления алалии — расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей с алалией отмечаются разнообразные неязыковые нарушения — неврологические и психопатологические. Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем: первая, вторая и третья степени нарушения системы языка[5].

У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня на фоне стёртой формы дизартрии ведущим в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи.

Коммуникативная функция у старших дошкольников с общим недоразвитием речи снижена, как при общении со сверстниками, так и при общении со взрослыми.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Развитие средств общения, детей с речевой патологией отличающийся от нормы, требует соблюдения следующих психолого-педагогических условий: определения сущности и выявления уровня использования средств общения детьми в коммуникативном процессе, разработки и проведения систематической коррекционной работы с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий, достаточной сформированности психологической, психомоторной и просодической сторон речи.

Таким образом, для развития речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня необходимо развивать коммуникативные умения. Способность правильно и грамотно объяснять свои мысли и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Для таких детей важен особый подход в обучении и специальные условия для обучения. Мы должны обеспечить детей речевой активностью и больше общаться с ними.

 

Список литературы

  1. Мустаева, Е.Р. «Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР» –  Сибирский педагогический журнал. № 1, 2009. – 1 с.
  2. http://conf.stavsu.ru/YOUTH_SCI/SEC4/safonova.htm
  3. Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – М.:  Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 105 с.
  4. Дорфман, Т.В., Чернова О.Е.. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. – М.: Магнитогорск: МаГУ,2011. – 240 с.
  5. Волкова, Л.С. «Логопедия» / Л.С. Волкова. – М.: Москва гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. – 513, 534-535, 654, 659 с.

Шульга Алена Юрьевна
Курганский государственный университет, студент
Курганская область, г. Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *