Комплекс логопедических игр и упражнений по коррекции звукопроизношения средствами биоэнергопластики и су-джок терапии

Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Цель использования биоэнергопластики: повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.

Задачи программы:

  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
  • Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику.
  • Развивать и совершенствовать фонематические процессы.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Длительно удерживать интерес ребёнка.
  • Повышать мотивационную готовность детей.
  • Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
  • Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие артикуляции и руки ребёнка.

Пути реализации

Работа с педагогами по знакомству нетрадиционными технологиями, и приёмами работы по их использованию.

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию нетрадиционных технологий, открытое занятие).

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, персонажей перчаточного театра, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием средств биоэнергопластики и су-джок терапии.

Перспективный тематический план.

Тема занятия Артикуляционные упражнения средствами биоэнергопластики Средства Су-джок терапии Оборудование
1 Автоматизация звука С лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится

 

 

1. Автоматизация звука «C» в чистоговорках

Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку:

Са-са-са – укусила в нос оса,

Со-со-со – стал мой нос как колесо,

Сы-сы-сы- не боюсь я злой осы

Су-су-су – я осу в руке несу.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец)

Раз – два – три – четыре – пять,   (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики и кольца Су-Джок
2 Автоматизация звука С` лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится

 

1. Автоматизация звука «С`» в слогах.

Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди снимай-надевай на пальчики «волшебное» колечко:

СЯ-СЯ-СЯ, СИ-СИ-СИ, СЕ-СЕ-СЕ

СЁ-СЁ-СЁ, СЮ-СЮ-СЮ

2. Массаж кистей «Черепаха». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают шарик Су-Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(шарик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают шарик между ладоней).

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные кольца и шарики Су-Джок
3 Автоматизация звука З лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится

 

1. Автоматизация звука «З» в слогах.

Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди снимай-надевай на пальчики «волшебное» колечко:

ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗА

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗО

ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ

2. Массаж кистей.

У ребенка на ладонях обеих рук лежат массажные шарики. Производим сгибание пальцев обеих рук в кулак и разгибание пальцев через рассказывание стихотворения на закрепление звука [з].

Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капустки хотят.

картинки с артикуляционными упражнениями, массажное кольцо и шарик Су-Джок
4 Автоматизация звука З` лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится

 

1. Автоматизация звука «З`» в чистоговорках.

Возьмём шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку:

Зя-зя-зя, ползать по земле нельзя.

Зи-зи-зи, в музей ты Кузю отвези.

Зе-зе-зе, дали сено мы козе.

Зё-зё-зё, у Кузьмы козёл.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец)

Раз – два – три – четыре – пять,   (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные шарики Су-Джок
5 Автоматизация звука Ц лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится

 

1. 1. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках

Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку:

Ца-ца-ца — нет продавца у яйца.

Цо-цо-цо – вот яйцо.

Цы-цы-цы — сильные они борцы.

Це-це-це — муха на яйце.

Цу-цу-цу — зову курицу.

2. Использование шариков при выполнении гимнастики на физкультминутке.

Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

картинки с артикуляционными упражнениями,

массажные шарики Су-Джок

6 Автоматизация звука Ш

 

лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка 1. Автоматизация звука Ш в предложениях.

Ребёнок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение. На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша (средний), Этот малыш-Антоша (безымянный),

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).

На левой руке: Эта малышка-Танюша (на большой палец),

Эта малышка-Ксюша (указательный),

Эта малышка – Маша (средний),

Эта малышка – Даша (безымянный),

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

2. Массаж кистей шариком:

Я мячом круги катаю, взад — вперед его гоняю.

(Движения шариком по тексту)
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, —
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики и кольцо су-джок
7 Автоматизация звука Ж лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка 1. Автоматизация звука Ж.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

2. Массаж пальцев шариком Су-Джок.

Пришел ёжик на ладошку

Погулял по ней немножко,

Каждый пальчик обошел,

На ладошку вновь пришел.

В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

Раз сжимаем, два сжимаем

Мячик мы не отпускаем

Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные шарики Су-Джок
8 Автоматизация звука «Ч» лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка 1.Автоматизация звука «Ч».

Ач – ач – ач – я катаю мяч. (Катать мяч между ладонями вперёд-назад).
Уч – уч – уч – мячик мой колюч. (Нажать мячиком на каждый палец).
Ча – ча – ча – у Тани нет мяча. (Зажать мячик между ладонями, пальцы сцепить в «замок», локти направить в стороны. Надавить ладонями на мяч несколько раз).
Чу – чу – чу – мячик я качу. (Катать мяч между ладонями вперёд-назад).
Чи – чи – чи – у солнышка лучи. (Катать мяч по каждому пальцу).

2. Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

«Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные шарики Су-Джок
9 Автоматизация звука «Р» Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка 1.Автоматизация звука «Р» в чистоговорках.

Возьмем грецкий орех и будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку:

Ра-ра-ра во дворе у нас гора. Ру-ру-ру собирайте детвору. Ры-ры-ры покатаемся с горы. Ра-ра-ра очень рада детвора.

2.Массаж кистей шариком Су-джок.

На дворе горка,

(Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону)
Под горкой норка.

(Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону)
В этой норке крот (Зажать шарик в одном кулаке),
Норку стережет (Зажать шарик в другом кулаке).

картинки с артикуляционными упражнениями,  грецкие орехи, массажные шарики Су-Джок
10 Автоматизация звука «Р`» Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка 1.Автоматизация «Р`» в чистоговорках.

Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку:

Ря — ря — ря — тащите пескаря.

Ря — ря — ря — вокруг синие моря.

Ри — ри — ри — на ветках снегири.

Ре — ре — ре — дети на горе.

Оре-оре-оре — лодки вышли в море.

Рю — рю — рю — я обед варю.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец)

Раз – два – три – четыре – пять,   (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные шарики Су-Джок
11 Автоматизация звука «Л» Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка 1.Автоматизация звука «Л`» в слогах.

Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди надевай и снимай на пальчики «волшебное» колечко:

открытые слоги:

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

закрытые слоги:

АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ.

2.Массаж кистей шариком Су-Джок.

Пришел ёжик на ладошку

Погулял по ней немножко,

Каждый пальчик обошел,

На ладошку вновь пришел.

В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

Раз сжимаем, два сжимаем

Мячик мы не отпускаем

Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем

картинки с артикуляционными упражнениями,  массажные шарики и кольца Су-Джок
12 Автоматизация звука «Л’» Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка 1.Автоматизация звука Л` в словах:

В лабиринте улитки спрятались 4 животных. Найди и назови их. При перечислении поочередно надевай массажное кольцо на каждый палец, проговаривая слова: лягушка, лев, лемур, леопард.

2. Физкультминутка с использованием шарика су-джок.

На поляне, на лужайке (прыгать и катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать и водить по ладошке шариком),

И катались по траве (катать по ладошкам вперед-назад),

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладошке шариком),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку).

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать (гладить шариком каждый пальчик).

картинки с артикуляционными упражнениями, картинка «лабиринт улитки», массажное кольцо су-джок

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса средствами биоэнергопластики:

  • Учитывать индивидуальные особенности детей;
  • Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
  • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
  • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
  • Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

Работа должна проводиться поэтапно:

I этап – Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.

II этап – Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.

III этап – Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.

IV этап – Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

V этап – Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.

VI этап – Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

VII этап – Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Су-джок терапию проводим так же поэтапно:

I этап – Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап – Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап – Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность логопеда в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования данной программы:

  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;
  • развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития праксиса позволяет добиться следующих преимуществ:

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • снизить энергетические затраты;
  • наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Карнышева Наталья Михайловна
студент, г. Улан-Удэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *