Комплекс логопедических игр и упражнений по коррекции звукопроизношения средствами биоэнергопластики и су-джок терапии
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
Цель использования биоэнергопластики: повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.
Задачи программы:
- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
- Совершенствовать координацию движений.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
- Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику.
- Развивать и совершенствовать фонематические процессы.
- Развивать познавательные процессы.
- Длительно удерживать интерес ребёнка.
- Повышать мотивационную готовность детей.
- Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
- Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие артикуляции и руки ребёнка.
Пути реализации
Работа с педагогами по знакомству нетрадиционными технологиями, и приёмами работы по их использованию.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию нетрадиционных технологий, открытое занятие).
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, персонажей перчаточного театра, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- совершенствование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование навыков пространственной ориентации.
- упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием средств биоэнергопластики и су-джок терапии.
Перспективный тематический план.
№ | Тема занятия | Артикуляционные упражнения средствами биоэнергопластики | Средства Су-джок терапии | Оборудование |
1 | Автоматизация звука С | лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится
|
1. Автоматизация звука «C» в чистоговорках
Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку: Са-са-са – укусила в нос оса, Со-со-со – стал мой нос как колесо, Сы-сы-сы- не боюсь я злой осы Су-су-су – я осу в руке несу. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец) Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики и кольца Су-Джок |
2 | Автоматизация звука С` | лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится
|
1. Автоматизация звука «С`» в слогах.
Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди снимай-надевай на пальчики «волшебное» колечко: СЯ-СЯ-СЯ, СИ-СИ-СИ, СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ, СЮ-СЮ-СЮ 2. Массаж кистей «Черепаха». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла большая черепаха И кусала всех от страха, (дети катают шарик Су-Джок между ладоней) Кусь, кусь, кусь, кусь, (шарик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают шарик между ладоней). |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные кольца и шарики Су-Джок |
3 | Автоматизация звука З | лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится
|
1. Автоматизация звука «З» в слогах.
Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди снимай-надевай на пальчики «волшебное» колечко: ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗА ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗО ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ 2. Массаж кистей. У ребенка на ладонях обеих рук лежат массажные шарики. Производим сгибание пальцев обеих рук в кулак и разгибание пальцев через рассказывание стихотворения на закрепление звука [з]. Зайке холодно зимой. |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажное кольцо и шарик Су-Джок |
4 | Автоматизация звука З` | лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится
|
1. Автоматизация звука «З`» в чистоговорках.
Возьмём шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку: Зя-зя-зя, ползать по земле нельзя. Зи-зи-зи, в музей ты Кузю отвези. Зе-зе-зе, дали сено мы козе. Зё-зё-зё, у Кузьмы козёл. 2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец) Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики Су-Джок |
5 | Автоматизация звука Ц | лягушка, заборчик, трубочка, лопатка, блинчик, расчёска, чистим зубы, кошка сердится
|
1. 1. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках
Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку: Ца-ца-ца — нет продавца у яйца. Цо-цо-цо – вот яйцо. Цы-цы-цы — сильные они борцы. Це-це-це — муха на яйце. Цу-цу-цу — зову курицу. 2. Использование шариков при выполнении гимнастики на физкультминутке. Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар 1 — руки развести в стороны; 2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 3 — руки развести в стороны; 4 — опустить руки. |
картинки с артикуляционными упражнениями,
массажные шарики Су-Джок |
6 | Автоматизация звука Ш
|
лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка | 1. Автоматизация звука Ш в предложениях.
Ребёнок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение. На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша (средний), Этот малыш-Антоша (безымянный), А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец). На левой руке: Эта малышка-Танюша (на большой палец), Эта малышка-Ксюша (указательный), Эта малышка – Маша (средний), Эта малышка – Даша (безымянный), А меньшую зовут Наташа (мизинец). 2. Массаж кистей шариком: Я мячом круги катаю, взад — вперед его гоняю. (Движения шариком по тексту) |
зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики и кольцо су-джок |
7 | Автоматизация звука Ж | лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка | 1. Автоматизация звука Ж.
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? 2. Массаж пальцев шариком Су-Джок. Пришел ёжик на ладошку Погулял по ней немножко, Каждый пальчик обошел, На ладошку вновь пришел. В руку правую возьмем В кулачок его зажмем Раз сжимаем, два сжимаем Мячик мы не отпускаем Кулачок мы разожмем И следы мы там найдем |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики Су-Джок |
8 | Автоматизация звука «Ч» | лягушка, трубочка, лопатка, чашечка, сладкое варенье, чистим зубки, грибок, парус, лошадка | 1.Автоматизация звука «Ч».
Ач – ач – ач – я катаю мяч. (Катать мяч между ладонями вперёд-назад). 2. Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй» Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции. «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай» |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики Су-Джок |
9 | Автоматизация звука «Р» | Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка | 1.Автоматизация звука «Р» в чистоговорках.
Возьмем грецкий орех и будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку: Ра-ра-ра во дворе у нас гора. Ру-ру-ру собирайте детвору. Ры-ры-ры покатаемся с горы. Ра-ра-ра очень рада детвора. 2.Массаж кистей шариком Су-джок. На дворе горка, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону) (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону) |
картинки с артикуляционными упражнениями, грецкие орехи, массажные шарики Су-Джок |
10 | Автоматизация звука «Р`» | Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка | 1.Автоматизация «Р`» в чистоговорках.
Возьмем шарик Су-Джок, будем катать его между ладошками и проговаривать чистоговорку: Ря — ря — ря — тащите пескаря. Ря — ря — ря — вокруг синие моря. Ри — ри — ри — на ветках снегири. Ре — ре — ре — дети на горе. Оре-оре-оре — лодки вышли в море. Рю — рю — рю — я обед варю. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец) Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики Су-Джок |
11 | Автоматизация звука «Л» | Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка | 1.Автоматизация звука «Л`» в слогах.
Повтори за мной слоговые ряды, при этом, по очереди надевай и снимай на пальчики «волшебное» колечко: открытые слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. закрытые слоги: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ. 2.Массаж кистей шариком Су-Джок. Пришел ёжик на ладошку Погулял по ней немножко, Каждый пальчик обошел, На ладошку вновь пришел. В руку правую возьмем В кулачок его зажмем Раз сжимаем, два сжимаем Мячик мы не отпускаем Кулачок мы разожмем И следы мы там найдем |
картинки с артикуляционными упражнениями, массажные шарики и кольца Су-Джок |
12 | Автоматизация звука «Л’» | Лягушка, трубочка, качели, чистим зубы, индюк, маляр, грибок, гармошка, лошадка | 1.Автоматизация звука Л` в словах:
В лабиринте улитки спрятались 4 животных. Найди и назови их. При перечислении поочередно надевай массажное кольцо на каждый палец, проговаривая слова: лягушка, лев, лемур, леопард. 2. Физкультминутка с использованием шарика су-джок. На поляне, на лужайке (прыгать и катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки (прыгать и водить по ладошке шариком), И катались по траве (катать по ладошкам вперед-назад), От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали (прыгать по ладошке шариком), Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку). Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать (гладить шариком каждый пальчик). |
картинки с артикуляционными упражнениями, картинка «лабиринт улитки», массажное кольцо су-джок |
Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса средствами биоэнергопластики:
- Учитывать индивидуальные особенности детей;
- Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
- Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
- Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
- Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
Работа должна проводиться поэтапно:
I этап – Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
II этап – Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.
III этап – Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
IV этап – Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
V этап – Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.
VI этап – Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
VII этап – Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.
Су-джок терапию проводим так же поэтапно:
I этап – Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап – Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап – Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).
Эмоциональное сопровождение:
- атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
- доброжелательный настрой;
- заинтересованность логопеда в успехах детей;
- собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
В результате использования данной программы:
- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития праксиса позволяет добиться следующих преимуществ:
- сократить сроки коррекционной работы;
- повысить качество работы;
- снизить энергетические затраты;
- наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Карнышева Наталья Михайловна
студент, г. Улан-Удэ