Мастер-класс для педагогов «Коллажирование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Цель: ознакомление педагогов с приёмом коллажирования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Задачи:

  • раскрыть актуальность данного приёма, познакомить с особенностями  работы учителя-логопеда по коррекции речи детей с ОВЗ;
  • дать рекомендации педагогам по активизации речевой деятельности у дошкольников.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, столы, стулья.

Раздаточный материал: листы бумаги,  тканевые салфетки, клей, кисти, текст пересказа.

Ожидаемые результаты: получение педагогами представления о коллажировании, как приёме развития детской инициативности и использование его в образовательном процессе при коррекции речи.

Ход мастер-класса

Инновационные методы и приёмы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют не только процесс коррекции речи, но и, не требуя особых усилий, способствуют проявлению детской инициативности.

У дошкольников, имеющих различные речевые  нарушения, очень трудно бывает удержать внимание, развивать мышление, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, побудить интерес к занятию. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которые облегчат детскую деятельность, а главное, сделают процесс более интересным. Возникает необходимость использования таких методических приёмов, которые позволят развить эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решат задачи коррекции речи с другой стороны. Этому способствует использование в работе учителя-логопеда приёма коллажирования.

Коллажирование – приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития речевой активности. В процессе работы над составлением коллажей дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Применение коллажей возможно на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но, как правило, это коллективная работа, которая позволяет охватить не только связную речь, но и лексико-грамматическую, фонетико-фонематическую системы языка.

Коллажи по изучаемым лексическим и грамматическим темам.

Задачи:

  1. Активизировать и обогатить словарный запас по изучаемой лексической теме.
  2. Закрепить знания обобщающих слов.
  3. Развивать связную речь.
  4. Формировать грамматический строй речи.
  5. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Коллажи по развитию связной речи.

Задачи:

  1. Развивать понимание речи.
  2. Формировать умение составлять описательные рассказы.
  3. Учить пересказу текста, заучиванию стихотворения.
  4. Учить творческому рассказыванию.
  5. Развивать зрительно-вербальную, ассоциативную память, мышление.

Коллажи по развитию звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Формировать умение выделять гласные, согласные звуки из состава слова.
  3. Развивать умение определять позицию звука в слове.
  4. Формировать умение выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук.
  5. Определять порядок следования звуков в слове.
  6. Делить слова на слоги.
  7. Развивать внимание, память, мышление.

Коллажи по автоматизации звуков.

Задачи:

  1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.
  2. Развивать фонематические функции.
  3. Развивать зрительно – пространственные представления.

В коррекционной работе с дошкольниками с ОНР мы используем коллажи различных видов:

  • собственно коллажи, при изготовлении которых используются наклеенные на плотный разноцветный картон различные предметные картинки, буквы и цифры, взятые из журналов, газет, афиш, рекламных буклетов, старых книг;
  • электронные коллажи, при изготовлении которых используются взятые из сети интернет картинки, цветные фотографии на различные лексические темы. При создании электронных коллажей возможно использование графики, средств анимации, добавление звукового сопровождения.

Первый вид коллажей для нас является наиболее предпочтительным, так как предполагает большую степень свободы, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, проявить самостоятельность в поиске решений, является безболезненным приёмом работы с личностью, развивает мелкую моторику. Кроме того, при изготовлении такого коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, что позволяет каждому получить успешный результат.

Составление коллажа может проходить на протяжении всего занятия, быть его частью, продолжиться в свободной деятельности детей, явиться итогом всей тематической недели. А при необходимости один и тот же коллаж можно использовать и для решения других задач.

Коллажирование предполагает самостоятельный выбор детьми изображений из предложенного большого разнообразия, их последующее вырезание или же только наклеивание на подготовленную основу.

Составление коллажа требует подготовительной работы (подготовка инструментов и материалов (клея, ножниц, кисточек, цветных карандашей, листов бумаги, картона или другой основы); отбор картинок для наклеивания)), а также непосредственно образовательная деятельность с детьми согласно учебно-тематическому планированию.

Результат коллажирования:

  • у детей увеличивается словарный запас;
  • развивается способность правильно образовывать грамматические категории;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать сказки, загадки, интересные истории;
  • проявляется интерес к заучиванию произведений;
  • формируются навыки звукового анализа и синтеза;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся самостоятельно принимать решения.

Моделирование

Педагогам предлагается пройти за столы и составить коллажи согласно темам:

  • «Осень в гости к нам пришла!»;
  • «Звук и буква О»;
  • пересказ сказки «Грибы» В.Катаева (см. Приложение).

По окончанию работы педагогам предлагается обосновать выбор картинного материала, использованного для составления своих коллажей.

Вывод: использование приёма коллажирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является эффективным способом коррекции речи и повышения интереса к логопедическим занятиям.

Овчинникова Татьяна Николаевна
учитель-логопед ГБОУ ООШ№6 СП «Детский сад «Ёжик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *