Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Х, Хь. Буква Х.». Подготовительная группа

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и их буквенным обозначением

Задачи:

  • Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;
  • Развивать фонематический слух;
  • учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко — слоговой анализ коротких слов;
  • Учить составлять предложения по схеме;
  • Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
  • Развивать умения составлять слоги и слова из разрезной кассы букв;
  • Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Учить работать в коллективе.

Оборудование: картинка хомяка; пенал со звуковыми схемами; касса букв.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Игра «Сядет тот»

— Сядет тот кто скажет: какой сегодня день недели; месяц; время суток; какое время суток когда мы спим; когда идём в детский сад; когда обедаем; какой вчера был день недели; какой завтра день недели; как называется первый день выходного; сколько месяцев в году; сколько дней в неделе; какой первый день недели; второй; четвёртый; пятый; третий; седьмой; шестой; какой сейчас месяц; какой первый месяц осени; какой месяц после сентября.

2. Введение в тему. Знакомство со звуком Х и Хь.

Сегодня ребята познакомимся со звуком Х и Хь. Эти звуки очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

игра «Ловушка».

Ловим звук Х: Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ловим звук Хь в слогах: МА, ХА, ХИ, ХО, КЮ, ХЮ, ХИ, ПА, ПИ, ХЁ
Ловим звук Х в словах: Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Доскажи словечко», который потерялся из слов. Добавляем звук Х.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Измени слово» изменить первый в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Игра «Четвёртый лишний» на слух.

Педагог произносит слова, дети говорят какое слово лишнее и почему.
Хлеб, утка, хлопья, хобот.
Подсолнух, кисточка, халат, мех.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
Хижина, духи, компот, хирург.
Хитрый, хилый, сильный, хитрец.

Физминутка.

Нес хомяк мешок с горохом,
Нес хомяк мешок и охал: Ходьба с руками за спиной.
«Ох, ох, ох, ох, До чего тяжел горох!» Полуприседания, руки на поясе.
Отдохнуть хомяк решил-
Со спины мешок свалил, Наклоны вперед, не сгибая коленей, достать носки руками.
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся… Потягивание — руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. Ходьба на месте.

Игра «Где спрятался звук»

Определить место звуков Х и Хь в словах.
Звук Х: пастух, хомяк, сахар, халат, мох, скоморох, хруст, подсолнух, хомут, вахта, тахта, шахта, хлопья.
Звук Хь: хищник, стихи, схема, хирург, хижина, архив, хибара, парикмахер, бахилы.

Игра «Раздели на слоги»

Деление слов на слоги с мячом. Слова из игры «Где спрятался звук».

Игра «Подарки».

На доске картинка Хомяка.
— Ребята давайте подарим подарки хомяку со звуками Х и Хь
Например: Я подарю хомяку холодильник.

3. Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание буквы Х пальцем на столе, на спине соседа.
Выкладывание буквы Х из счётных палочек.

Звуковой анализ слов. Выкладывание схемы.
Слова: ХАТА, МУХИ

Составление предложений по схеме. Со словами Мухи, хата.
/_______ ______.
/_______ _______ _______.

Игра «Живые буквы».

Составление слогов из разрезной азбуки: ХА, ХИ
Составим слово: уха, мхи.

Итог занятия.

  • С какими звуками мы сегодня познакомились?
  • С Какой буквой? На что похожа буква Х?

Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед. МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *