Логопедия для старшеклассников

История создания нового направления в работе учителя-логопеда.

Работа учителя-логопеда в школе, в основном, связана с начальными классами. Поэтому, предложение о проведении тренингов со старшеклассниками и студентами колледжа, показалось интересным. Тем более что организовали мы эту работу совместно с педагогом-психологом в рамках проекта клуба для школьников «Soft skills 2035» под руководством городского методического центра.

В течение всего учебного года ежемесячно проводились тренинги. Они были направлены на развитие креативности мышления и речи, стрессоустойчивости, целеполагания и т.д. Казалось бы, что это больше психологическая область знаний. Однако к каждой теме были подобраны логопедические упражнения и задания для решения различных проблем.

Например, в тренинге « Стрессоустойчивость. От А до Я» ребята учились правильно дышать перед выступлением на защите проекта, курсовой работы; готовить органы артикуляции для публичного выступления на сцене перед аудиторией и на уроке. Хочется отметить, что и учащиеся, и студенты с удовольствием выполняли все упражнения. Они отмечали, что участие в тренингах очень познавательно и интересно. А полученный материал может пригодиться им в различных ситуациях.

Хочу поделиться с коллегами опытом данной работы. Предлагаю Вашему вниманию часть тренинга, связанную с логопедическими аспектами.

Планирую продолжить цикл публикаций методического материала других тренингов. Спасибо!

 

Тренинг для студентов колледжа и учащихся 9-10 классов

Креативность речи и мышления

Цель: Развитие и тренировка креативности речи и мышления.

Задачи:

  1. Развивать умение отвечать и говорить в любой ситуации.
  2. Учиться создавать креативные речевые обороты.
  3. Овладение ораторским искусством.

Креативность мышления и речи

Если Вы хотите стать великим оратором, выступления которого будут слушать затаив дыхание, то Вам непременно нужно знать, что ответить и сказать в любой ситуации. Важно, чтоб ответ был по сути, оригинальным по своей форме и доступным к пониманию. Очень редко люди рождаются с умением легко создавать креативные речевые обороты, остальным это умение необходимо развивать и постоянно тренировать. Именно для развития этого умения собраны приведенные ниже упражнения. Если Вы не поленитесь и будете уделять немного времени этим упражнениям, то вероятность того, что в сочетании с чтением и расширением кругозора, Вы добьетесь поставленных целей гораздо быстрей. Приложите максимум усилий и будьте не только интересным оратором, чья речь насыщена яркими выражениями, но и отличным собеседником, с которым можно беседовать на абсолютно любые темы.

1. Упражнение «В поисках прилагательного» (учебник, линейка, ручка, блокнот) –по группам

Берем любое слово и пишем к нему 5 прилагательных, которые подходят к нему по смыслу. Например, конверт–старый, вместительный, почтовый, белый, бумажный, отправленный. Затем, напишите 5 прилагательных, которые никак не подойдут к нему. Например, тот же конверт– живой, ясный, быстрый, сумасбродный, питательный. Выполняя упражнение, Вы заметите, что не так легко вытащить из своей памяти заданные прилагательные.

Разминка. Составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, сухая вода, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Расшифровка слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным словам. Скажем, лето – «лев ежедневно тушит озеро». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным « ЛЮБОПЫТСТВО ЕДИНОГЛАСНО ТРЕБУЕТ ОДОБРЕНИЯ.

На заметку

  • Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается собственное мнение о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.
  • Также можно, но мы бы сказали необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника. Самая сложная задача – пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.
  • Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой. Встав перед зеркалом, пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию.
  • Полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи. Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми
  •  Наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории.

2. упражнение «Я- редактор» (Приложение 1)

Отлично помогает пополнить словарный запас следующее упражнение. Берёте любой текст (рекламную листовку, журнальную статью, распечатанный отрывок из книги, сказку для детей можно распечатать несколько абзацев из сказки), зачёркиваете в каждом предложении по несколько произвольных слов, а затем вслух читаете этот текст, при этом на ходу заменяя вычеркнутые слова синонимами подходящими по смыслу. Не бойтесь, сначала это может показаться очень сложным, но с каждым разом Вам будет становиться все легче подобрать нужное слово.

3. Речевые упражнение для дикции (Приложение 2)

Развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем на общение со взрослыми, пытаемся уловить эмоции собеседника пытаясь поддержать диалог. Все этапы развития речи ребенка являются кирпичиками для основы правильной речи человека. Корректировка дефектов и постановка правильной речи возможна и во взрослом возрасте.

Сейчас мы живем в период информационной эпохи, когда базисом всех ценностей и знаний является информация. Для успешного карьерного роста, для успешного общения и достижения своих целей нам просто необходимо уметь правильно преподать ту информацию, которую от нас хочет услышать собеседник. А это, в свою очередь, очень трудно сделать без правильной речи.

У древнегреческого философа Демосфена был слабый голос и короткое дыхание, он подергивал одним плечом. С раннего детства он был косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно «р». Произносил слова с ошибочным ударением. Чтобы придать своему языку подвижность и гибкость, а звуку отчетливость и ясность, он набирал в рот черепки и камешки и с ними пробовал говорить громко и выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи. В своем доме, в подвале, он устроил комнату, в которой проводил все время. Поставил зеркало во весь человеческий рост и перед ним выполнял упражнения, с потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и начинал дергать плечом, появлялись долго не заживающие раны.

Многое здесь, возможно, вымышлено и преувеличено, но достоверно одно: Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту — стал великим оратором.
Для тренировки дикции можно использовать рифмовки, звукосочетания, отдельные предложения, небольшие стихи и т. д.

Главное желание изменить свою речь, гордиться успехами и применять на практике полученные знания…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнение «Я- редактор»

Байка про тетерева (Образец: оригинал текста, выборочно подчеркнуты слова).

Захотел тетерев дом строить. Подумал-подумал:

«Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому, некому построить домишко»… «Что ж мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шла
Бултых в снег!

Все играли, в травке бродили, искали, где гнездышки свить, яичушки сносить и деток вывести.

В снегу ночку ночевал, поутру рано вставал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал. Спустился на землю, свиделся с товарищем.

С детками во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили, по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали.

Байка про тетерева (Образец: после редактирования текста старшеклассниками).

Захотел тетерев дом строить. Пошевелил мозгами:

«Топора не нашел, кузнецов нет — некому помочь
выстроить ему домишко.
«И чего дом заводить? Одну то ночь пережить!» Бряк в снег!

Они играли, бродили, искали, где домик свить, яичушки сносить и деток вывести.

В сугробе ночку ночевал, очень рано вставал, по белу свету полетал, громко, взахлёб покричал, товарищей поискал. Опустился вниз, свиделся с товарищем.

С детками во чисто поле ходили, малышей мошками кормили, вольному свету представляли, полетали и опять в снегу ночевали.

Курочка ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)

Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Хозяин любил свою кошку, каждый вечер приносил ей рыбу. Кошка тоже любила плотника.
Но вот однажды напала на плотника хворь: глаза стали слепнуть. Не может он работать, денег совсем не стало, не на что и рыбы кошке купить. Вот он ей и говорит:
— Хоть мы и бедно с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, нечем мне тебя кормить. Придется тебе другого хозяина искать.
Заснул плотник. А кошка подошла к нему и стала глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый, правый, левый, правый…
Прошло десять дней, глаза у плотника перестали болеть, и он стал видеть, как прежде.

БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)

Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.
Всей деревней этот мёд ели.

ВОЛК И БАРАН (Литовская сказка)

Увидал волк барана и говорит ему:
— Слушай, баран, а я тебя сейчас съем.
— Ничего не поделаешь — ешь. Только прошу тебя не портить на мне шкуру. Ты стань у плетня, разинь хорошенько пасть, я разбегусь и прыгну тебе прямо в глотку.
Волк ноги расставил, пасть разинул и ждет. Баран разбежался и — трах! — волка рогами по лбу. Волк свалился без памяти, а баран — не будь дураком — убежал. Отлежался волк и думает: «Съел я его или не съел? Должно быть, съел!..»

ДВА ВЕРБЛЮДА (Курдская сказка)

Два верблюда, старший и младший, паслись на зелёном лугу. Младший всё время отставал от старшего. Старший решил поддразнить юного спутника и сказал ему с насмешкой:
— Ведь мы не по узкой тропинке идём, тебе и рядом со мной места хватит. Отчего же ты все сзади тянешься?
— А что ты скажешь о вежливости, — ответил младший. — Старших всегда следует пропускать вперед, правда?
Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка)
Узнал осёл, что раздают уши. Он не знал точно, что такое уши, а только слышал о них. Пришёл он к тому месту, где раздавали уши и крикнул:
— Здесь раздают уши?
— Здесь, — отвечают ему.
— А какие они?
— Какие пожелаешь. Есть маленькие, есть большие, есть длинные, есть круглые…
— А сколько они стоят?
— Их дают бесплатно.
«Если уши дают бесплатно, то какой же дурак станет брать маленькие».
Вот почему у осла такие длинные-длинные уши.

КАК ЕЖ ВЫДУМАЛ СЕРП (Ногайская сказка)

В давние времена люди, как и звери, ели траву. Надоело им траву есть, посеяли они пшеницу, но как убирать урожай, никто не знал. Сошлись все люди и звери и стали спрашивать друг у друга, как собрать зерно.
— Всё знает мудрый ёж, — сказал один старик, — но его нет с нами. Он очень обидчивый, наверно, над ним кто-нибудь посмеялся… А когда ёж сердится, он разговаривает сам с собой. Если подслушать, можно услышать дельный совет.
Подслушать вызвалась кошка. Она незаметно подкралась к ежу и услышала, как тот ворчал:
— До чего же бестолковые эти люди! Чего проще: взять полоску железа и бить по ней молотком, пока не станет похожей на молодой месяц. Потом насечь зубчики, и серп готов.
Кошка запомнила эти слова, передала их людям, люди понаделали серпов и убрали урожай.

КАК ЗАЯЦ ВЫРУЧИЛ СЛОНА (Вьетнамская сказка)

Заяц спросил у слона, почему у него грустный вид.
— Я проиграл спор тигру, — ответил слон, — и завтра он меня должен съесть.
— Не печальтесь, я вас выручу, дядюшка слон. Завтра приходите сюда.
Наутро заяц сказал слону, чтобы тот встал на колени, вскочил на его спину и стал ждать тигра. Как только мелькнула тигриная тень, заяц начал что-то жевать и кричать на весь лес:
— Ха-ха! Я уже досыта наелся слоновьим мясом, а теперь мне захотелось съесть тигра! Где добыть этого зверя?
Тигр перепугался и удрал.

УМНЫЙ БУЙВОЛ (Китайская сказка)

Тигр подкараулил буйвола и хотел его съесть. Но тот сказал:
— Твои зубы слишком тупы, тебе не прокусить моей кожи. Давай встретимся через три дня. Ты наточишь зубы, а я рога. Вот тогда и сразимся.
Три дня тигр точил зубы, а буйвол занимался совсем другим делом. Он обмотал себя соломой и катался по земле, пока не покрылся толстым слоем глины. В назначенный день тигр и буйвол явились в условленное место.
Три раза вонзал тигр клыки в тело буйвола, но прокусывал только засохшую глину. А потом буйвол так три раза боднул тигра, что из того и дух вон.
С тех пор люди считают буйвола самым умным животным.

ПОЧЕМУ У ЛОСЯ И БАРАНА РОГА РАСТУТ (Чукотская сказка)

Спросил раз медведь у лося:
— Отчего это все звери разные? На твоей голове ветвистые деревья растут, а на моей нет.
— И, правда: мы совсем не похожи, — поразмыслив согласился лось,— отчего бы это?
Встретили они горного барана.
— Скажи-ка, баран, почему мы друг на друга не похожи. Да и ты на нас не похож. На твоей голове растут два толстых полена.
Уселись звери и начали думу думать, почему они друг на друга непохожи. Долго думали. Наконец лось взмолился:
— Нет, я не могу больше думать. Голова разболелась.
— И у меня от думы голова кружится, — поддержал его баран и убежал вместе с лосем.
— Вот, оказывается, почему мы не похожи, — догадался медведь. — Лось и баран глупы, они же думать не могут, вот у них на голове и выросла всякая дрянь.

КУРИЦА И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Бурятская сказка)

Захотелось курице подружиться с летучей мышью. Взлетела курица на насест и закудахтала:
— Где ты, соседушка, я пришла с тобой подружиться.
— Я не могу выйти, — ответила ей летучая мышь из тёмной щели. — Днём жара высушит мои крылья.
В сумерках летучая мышь прилетела к курице.
— Курочка, добрый вечер, я к тебе в гости пришла.
— Я ночью ничего не вижу, — ответила курица жалобно. — Я не смогу тебя угостить.
Так курица и летучая мышь и не смогут подружиться. Курице мешает ночь, а летучей мыши — день.

ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)

Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Хозяин любил свою кошку, каждый вечер приносил ей рыбу. Кошка тоже любила плотника.
Но вот однажды напала на плотника хворь: глаза стали слепнуть. Не может он работать, денег совсем не стало, не на что и рыбы кошке купить. Вот он ей и говорит:
— Хоть мы и бедно с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, нечем мне тебя кормить. Придется тебе другого хозяина искать.
Заснул плотник. А кошка подошла к нему и стала глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый, правый, левый, правый…
Прошло десять дней, глаза у плотника перестали болеть, и он стал видеть, как прежде.

Почему курица несет яйца (Африканская сказка)

Лесная птица сказала курице:
— Почему ты не летаешь? У тебя же есть крылья.
Курица обиделась на то, что посторонняя птица вмешивается в её дела и хотела уйти. Но птица продолжала:
— Скоро хозяин тебя зарежет. Лучше уйти в лес.
Курица не обратила внимания и на эти слова, но вскоре узнала, что хозяин впрямь собирается её зарезать. Птица посоветовала:
— Ты должна каждый день нести яйца, тогда хозяин оставит тебя в живых.
Курица так и сделала и была очень благодарна лесной птице за сове

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Улыбнитесь, друзья».

Краткое описание: учащиеся сидят полукругом. Учитель- логопед говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, видны зубы. Улыбнитесь, друг другу».
Если огорчаемся, закрываем зубы. Повторим: улыбаемся, огорчаемся и снова улыбаемся.
Игра «Покажи и назови»
Краткое описание: учитель- логопед показывает студентам папку, в которой собраны рисунки студентов, сделанные заранее. Темы рисунков могут быть различными. Учитель- логопед достает по одному рисунку, называет тему и предлагает одному из учащихся, глядя на рисунок пропеть или проговорить первые слоги предметов, изображенных на рисунке. Тот учащийся, который узнал свою тему по первым слогам, называет предметы и предлагает кому-нибудь быстро повторить их.

Игра «Пузырь»

Краткое описание: Учащиеся стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: « Маленький пузырек. Средний пузырек. Большой пузырь. Огромный пузырище». Образуется большой круг. По сигналу учителя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» учащиеся идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху
Для развития речевого дыхания:
Произнесение слогов и звуков. Постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
Использование стихов. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи, четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха.

Игра «Эхо» Краткое описание

Учащиеся делятся на 2 группы. Одна изображают тех, кто заблудился в лесу, другая — эхо. Группы располагаются в разных углах класса. Те, кто заблудились в лесу, громко зовут по имени ребят другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Учащиеся, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями. Усложняя задачу, можно прокричать строчку из стихотворения или пословицу, или крылатую фразу.

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Безумство храбрых – вот мудрость жизни!
Безумству храбрых поем мы песню!
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…
И дым отечества нам сладок и приятен!
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
И снова бой!
Покой нам только снится!
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет
Из искры возгорится пламя!
Как хороши, как свежи были розы…
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Мы все учились понемногу,
Чему нибудь и как нибудь.
Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача!
Нам песня строить и жить помогает!
Рожденный ползать летать не может
Свежо предание, а верится с трудом.
Стань передо мной, как лист перед травой!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа!

Резник Галина Николаевна
Учитель-логопед ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *