Конспект индивидуального логопедического занятия. Моторная алалия

Тема: «Домашние животные».

Цель: формирование пассивного словаря и активизация звукоподражаний, облегчённых слов.

Задачи:

Коррекционные образовательные задачи:

  • формировать коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление)

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
  •  воспитывать любовь к животным.

Оборудование:  круг из картона с изображениями домашних животных (стрелка в середине круга), резиновые игрушки животных, поддувалочка бантик, разрезная картинка с изображением кота ( 4 части), игра «Кто это такой?»(составляй и познавай), звучащая книга (голоса животных), дорожка с ладошками.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед:
— Сегодня мы с тобой поедем в гости, в деревню, где живёт много домашних животных.
(Сгибаем руки в локоточках и поехали).

— Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят. (ребёнок идёт за логопедом)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко укачу!

— Вот мы и приехали в деревню.
Кто же здесь живёт, какие животные, посмотри.
(Ребёнок рассматривает резиновые игрушки животных)
(Логопед называет: Кот, корова, баран, коза, лошадь, собака, свинья)

 

Основная часть.

Логопед:
— Посмотри, сейчас мы будем играть.

— Стрелка, стрелка покружись,
Всем животным покажись.
Покажи нам поскорее,
Кто тебе из  них милее. (логопед крутит стрелку, она останавливается на корове, затем на других животных)

— Ваня посмотри, кто это?
(если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
Сначала стрелку крутит логопед, потом, чтобы интерес у ребёнка не пропал, крутит ребёнок и называет: « Му-му,коа»-корова, «Бе-бе, бан»- баран, «Ме-ме-аза»- коза. Логопед сопровождает его движения стихотворением.

— Молодец, Ваня! В деревне живёт корова, баран, коза, лошадь, свинья и кот.

Развитие артикуляционной моторики:

Кот любит молоко, он лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и имитирует лакательные движения. Кот молоко лакал, после ротик облизал (круговым движением языка облизать губы). Умылся и пошёл на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кот ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Кота мы похвалим, бантик ему подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

Развитие дыхания.

Котик шалунишка любит поиграть. Подуем на бантик долго-долго, котик будет лапками- царапками ловить бантик.( ребёнок дует )

Физминутка.

Кот всю ночь крепко спал.      ( ребёнок присел, ручки под щёчкой)
Утром проснулся, потянулся, (встаёт, потягивается)
Раз нагнулся, два нагнулся,    (наклоняется)
Лапы в стороны развёл.          (руки в стороны)
Головой повертел                    (вертит головой)
И сметаны поел.                       (делает лакательные движения)

Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Чей хвостик?»
Найди, Ваня, чей хвостик? И как это животное голос подаёт?(ребёнок находит хвостик и называет животного облегчёнными словами)
В деревне живут разные домашние животные: лошадь, собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Дай мне, пожалуйста, того животного, чей голос услышишь .(Ребёнок даёт логопеду игрушку того животного, чей голос слышит, использую звучащую книгу)

Развитие неречевых психических процессов

— Ваня, посмотри, наш котик плачет, у него беда случилась. Кто-то его фотографию порвал. Давай ему поможем, соберём картинку. (ребёнок собирает разрезную картинку кота).

— Молодец, Ваня!

Игра «Кот-шалунишка»
На столе лежит дорожка с ладошками из бумаги. Ребенок, сидя за столом ,«шагает» по ладошкам своими ладошками, ладошки заканчиваются на расстоянии вытянутых рук ребенка.
Логопед читает текст, ребенок делает один шаг ладошкой на одно слово вперёд и назад в соответствии с текстом:

Лезет, лезет серый кот.
Хочет съесть наш бутерброд.
«Цап!» (резкое максимальное растяжение вперёд, ребенок издает эмоциональный возглас)
(Ребенок передвигает ладони назад)

Нашёл, нашёл, нашёл,
Обратно пошёл, пошёл, пошёл.
(Далее игра повторяется в ускоряющемся темпе)

 

Итог.

Развитие речевого подражания.

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».
Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет козлёнок свою маму? ( ребёнок произносит сам « Ме, му, мяу или слова «кика»- киса, «кова, ова»-корова и т.д.)
Молодец, Ваня хорошо мы с тобой поиграли!

— А сейчас нам пора ехать домой.
Загудел паровоз и вагончики повёз
« Ту-ту, ту-ту! Чух-чух-чу далеко укачу!»

 

Литература:

  1. Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (из опыта преодоления моторной алалии)
  2. О.А.Новикова «Ум на кончиках пальцев»- М.:АСТ;СПб.:Сова,2006-158с.
  3. Е.В. Кириллова «Логопедическая работа с безречевыми детьми»: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

Чухланцева Елена Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 43
Удмуртская республика, г. Воткинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *