Речевое развитие ребенка от 0 до 3 лет

Речь ребенка начинает развиваться практически с первых месяцев жизни и проходит несколько этапов развития.

На 2-3 месяце жизни у ребенка появляется гуление. Также в этот период можно заметить, что ребенок кричит и плачет с разной интонацией. Он по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.).

При гулении звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком. Начинается переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха.

Гуление является важным этапом развития речи. В это время происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но легко считывает эмоции и очень чутко реагирует на интонацию.

Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Следующая стадия речевого развития — лепет. Он развивается с 5 до 9 месяцев. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.),.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется умение соотносить слово и предмет. Услышав название предмета, ребенок поворачивает к нему голову, а иногда и указывает на него рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12 лепетных слов (кис, му, ав, ам и др.)

В 1,5-2 года появляется фразовая речь.  Дети начинают говорить отдельными короткими фразами. Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была четкой, простой, правильной и эмоционально окрашенной.

К 2 годам активный словарь ребенка уже насчитывает примерно 150-300 слов. Ребенок уже может правильно произносить звуки раннего онтогенеза: т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие, свистящие и сонорные группы звуков еще недостаточно сформированы.

К 3 годам словарный запас быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

Грекова Александра Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»
г. Смоленск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *