Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательно-речевому развитию детей «Весна-красна»

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение, уточнение, обогащение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний на примере изучаемой лексической теме «Весна».
  • Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с противоположным значением антонимы (чистый — грязный, широкий — узкий и т.д.).
  • Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова  с этим звуком в предложении; определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными; образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы по мнемотаблице.
  • Дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.
  • Формировать умения характеризовать звук.
  • Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов (устно).
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

Развивающие:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление.
  • Развивать и активизировать движения речевого аппарата.
  • Развивать и совершенствовать речевое дыхание.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки культуры поведения при выполнении учебных задач усидчивость.
  • Воспитание чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы.

Оборудование: схемы и фишки для звукового анализа слов, звуковые экраны, бабочки, семафорчики, мнемотаблица для описательного рассказа по теме «Времена года», мяч, магнитная доска.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

Логопед:

Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение нашим гостям. Улыбнемся и скажем: Доброе утро! Поиграем в игру «Скажи наоборот». Игра большой-маленький, высоко-низко, белый-черный, вставать-садиться, твердый-мягкий, горячий-холодный, тяжело-легко, давать-брать, день-ночь, старый-молодой, быстро-медленно, стоять-бежать, добрый-злой, ленивый-трудолюбивый и т.д. Занимайте свои места.

Отгадайте загадку:

Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети.

Что это ребята?

Дети: Солнышко

В: Ребята, вы слышите Ветер. Кажется, дождик начинается, слышен гром, Что же такое случилось? Давайте посмотрим, куда же наше солнышко подевалось.

Злые, серые  тучи спрятали наше солнышко,  и теперь без солнца  весна к нам не придет. Давайте поможем нашему солнышку и разгоним тучи, но для этого нам нужно выполнить их задания.

У каждой тучки своё задание. Поможем Солнышку и выручим весну? Ответы детей.

Давайте сначала выполним артикуляционную гимнастику. («Улыбка»-«Трубочка»,  «Качели», «Лошадка», «Горка», «Ветер дует с горки», «Вкусное варенье»). Возьмем наших бабочек и подуем на них, как ветер сначала сильно, слабо и уберем на место.

Л: Первое задание. В слове вессна и ссолнышко какой общий звук? Звук [с]. Дайте характеристику звукам [с] и [с’]. Чем отличается звук от буквы. Ответы детей. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем. Произнесем звук с. (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная). Выложите из четырех счетных палочек букву с.

Второе облачко. Повторите чистоговорки и назовите слова со звуком  [с] или [с’].

Са-са-са — на траве лежит роса.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Си-си-си – в пруду живут караси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.

На картинке нужно найти слова со звуком [с] или [с’]

Слова солнце, карась, костер, лиса, лист. А теперь образуем из этих слов уменьшительно ласкательные слова. (Солнышко, карасик,  лисонька, листик, костерчик). Сколько рыбок в пруду? (Одна) Логопед добавляет ещё одну рыбку. Сколько сейчас рыбок? Что эта рыбка сделала? (Приплыла).  Логопед добавляет ещё одну рыбку? Сколько рыбок? (Три). А последняя рыбка что сделала? (Уплыла).

Л:  У каждого на столе лежат слоги  попробуйте собрать слова. Что такое слог? Это часть слова. Из слогов состоят слова. Ка-ра-си, вес-на, ро-са, лис-тик,  под-снеж-ник, сол-ныш- ко, ли-са.

 

Приготовили пальчики и делаем гимнастику «Весна».

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Теперь зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Движения по тексту.

Л: Идем дальше. Третье задание. Определите с помощью семафорчиков твердость и мягкость звука в словах.  (Весна, гусь, солнышко, лисёнок, беседка, сова, гуси).

Л: Четвёртое облачко. Раздели слова на слоги.

  • Ли-са
  • Де-ре-во
  • Лес
  • Под-снеж-ник
  • Луч
  • Сол-ныш-ко
  • Ту-ча

Физминутка «Туча черная плывет».

Следующее задание. Пятое. Сделайте звуковой анализ слова «весна».  Слово «весна» содержит 5 букв, 2 слога, 5 звуков, транскрипция слова — [в’исна], часть речи — существительное. Ударение ставится на 2-й слог, на букву а — весна́.

в- [в’] — согласный, звонкий, мягкий обозначается зеленым цветом
е-[и]- гласный, безударный обозначается красным цветом
с-[с]-согласный, глухой, твердый обозначается синим цветом
н-[н]-согласный, звонкий, твердый обозначается синим цветом
а-[а]-гласный, ударный обозначается красным цветом.

Проверяем.

Л: Шестое задание. Составьте из слов предложения.

Игра «Живое предложение»

Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им стать «живыми» словами. Дети составляют предложение и читают его. (Наступила весна.) С помощью качественных определений дети превращают простое предложение в распространённое. (Наступила долгожданная и теплая весна.)

Л: Последнее задание. Седьмая тучка.  Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Времена года»

  

Рефлексия

Л: Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии.  Ответы детей.

Мы с вами выручили весну, освободили солнышко. За то, что вы старались вы получаете в подарок маленькие наклеечки солнышки.

 

Список литературы

  1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2015
  2. Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте», М., «Мозайка-Синтез», 2013

Крикунова Татьяна Мироновна
Учитель-логопед, МДОУ д/с №37
г. Дрезна, Орехово-Зевский городской округ, Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *