Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательно-речевому развитию детей «Весна-красна»
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение, уточнение, обогащение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний на примере изучаемой лексической теме «Весна».
- Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с противоположным значением антонимы (чистый — грязный, широкий — узкий и т.д.).
- Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными; образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
- Совершенствовать умение составлять рассказы по мнемотаблице.
- Дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.
- Формировать умения характеризовать звук.
- Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов (устно).
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление.
- Развивать и активизировать движения речевого аппарата.
- Развивать и совершенствовать речевое дыхание.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки культуры поведения при выполнении учебных задач усидчивость.
- Воспитание чувства взаимовыручки, коллективизма, дружбы.
Оборудование: схемы и фишки для звукового анализа слов, звуковые экраны, бабочки, семафорчики, мнемотаблица для описательного рассказа по теме «Времена года», мяч, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Логопед:
Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение нашим гостям. Улыбнемся и скажем: Доброе утро! Поиграем в игру «Скажи наоборот». Игра большой-маленький, высоко-низко, белый-черный, вставать-садиться, твердый-мягкий, горячий-холодный, тяжело-легко, давать-брать, день-ночь, старый-молодой, быстро-медленно, стоять-бежать, добрый-злой, ленивый-трудолюбивый и т.д. Занимайте свои места.
Отгадайте загадку:
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети.
Что это ребята?
Дети: Солнышко
В: Ребята, вы слышите Ветер. Кажется, дождик начинается, слышен гром, Что же такое случилось? Давайте посмотрим, куда же наше солнышко подевалось.
Злые, серые тучи спрятали наше солнышко, и теперь без солнца весна к нам не придет. Давайте поможем нашему солнышку и разгоним тучи, но для этого нам нужно выполнить их задания.
У каждой тучки своё задание. Поможем Солнышку и выручим весну? Ответы детей.
Давайте сначала выполним артикуляционную гимнастику. («Улыбка»-«Трубочка», «Качели», «Лошадка», «Горка», «Ветер дует с горки», «Вкусное варенье»). Возьмем наших бабочек и подуем на них, как ветер сначала сильно, слабо и уберем на место.
Л: Первое задание. В слове вессна и ссолнышко какой общий звук? Звук [с]. Дайте характеристику звукам [с] и [с’]. Чем отличается звук от буквы. Ответы детей. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем. Произнесем звук с. (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная). Выложите из четырех счетных палочек букву с.
Второе облачко. Повторите чистоговорки и назовите слова со звуком [с] или [с’].
Са-са-са — на траве лежит роса.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Си-си-си – в пруду живут караси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
На картинке нужно найти слова со звуком [с] или [с’]
Слова солнце, карась, костер, лиса, лист. А теперь образуем из этих слов уменьшительно ласкательные слова. (Солнышко, карасик, лисонька, листик, костерчик). Сколько рыбок в пруду? (Одна) Логопед добавляет ещё одну рыбку. Сколько сейчас рыбок? Что эта рыбка сделала? (Приплыла). Логопед добавляет ещё одну рыбку? Сколько рыбок? (Три). А последняя рыбка что сделала? (Уплыла).
Л: У каждого на столе лежат слоги попробуйте собрать слова. Что такое слог? Это часть слова. Из слогов состоят слова. Ка-ра-си, вес-на, ро-са, лис-тик, под-снеж-ник, сол-ныш- ко, ли-са.
Приготовили пальчики и делаем гимнастику «Весна».
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Теперь зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Движения по тексту.
Л: Идем дальше. Третье задание. Определите с помощью семафорчиков твердость и мягкость звука в словах. (Весна, гусь, солнышко, лисёнок, беседка, сова, гуси).
Л: Четвёртое облачко. Раздели слова на слоги.
- Ли-са
- Де-ре-во
- Лес
- Под-снеж-ник
- Луч
- Сол-ныш-ко
- Ту-ча
Физминутка «Туча черная плывет».
Следующее задание. Пятое. Сделайте звуковой анализ слова «весна». Слово «весна» содержит 5 букв, 2 слога, 5 звуков, транскрипция слова — [в’исна], часть речи — существительное. Ударение ставится на 2-й слог, на букву а — весна́.
в- [в’] — согласный, звонкий, мягкий обозначается зеленым цветом
е-[и]- гласный, безударный обозначается красным цветом
с-[с]-согласный, глухой, твердый обозначается синим цветом
н-[н]-согласный, звонкий, твердый обозначается синим цветом
а-[а]-гласный, ударный обозначается красным цветом.
Проверяем.
Л: Шестое задание. Составьте из слов предложения.
Игра «Живое предложение»
Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им стать «живыми» словами. Дети составляют предложение и читают его. (Наступила весна.) С помощью качественных определений дети превращают простое предложение в распространённое. (Наступила долгожданная и теплая весна.)
Л: Последнее задание. Седьмая тучка. Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Времена года»
Рефлексия
Л: Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Ответы детей.
Мы с вами выручили весну, освободили солнышко. За то, что вы старались вы получаете в подарок маленькие наклеечки солнышки.
Список литературы
- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2015
- Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте», М., «Мозайка-Синтез», 2013
Крикунова Татьяна Мироновна
Учитель-логопед, МДОУ д/с №37
г. Дрезна, Орехово-Зевский городской округ, Московская область