Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет с ФФНР «Поиски сокровищ»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель — автоматизация звука (Р).

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
  • закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
  • развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
  • тренировать навык правильного согласования существительных с числитель¬ными «два» и «пять»;
  • развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: карта «Острова в океане»; зеркала; очертания корабля; массажные мячи; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); игрушки черепаха, обезьяна; сундучок с конфетами.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле. И на нашем веселом развлечении присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
Ой, ребята! Что это прибило к берегу? Бутылка, что же в ней? Это карта сокровищ.
Нас ждут интересные приключения, нам нужно хорошенько подготовиться, а помогут в этом мои друзья Братцы-кубики.

2. Артикуляционная гимнастика.
Веселый язычок проведет с нами зарядку для язычка

«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И тихонько подержи
1,2,3,4,5
Ротик можно закрывать

«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.

«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

«Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

«Грибок»
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.

«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок — назад, вперёд.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» набегу.
Логопед: Молодцы! Кубик воздушная струйка приглашает вас пройти на палубу нашего корабля и сделать небольшой фокус — раздуть паруса. Подуйте на язычок как морской соленый воздух.
Логопед: Братец Звонкий голосок предлагает завести мотор нашего корабля и отправиться в путь.
Дети: РРРРРРРРРРР
Логопед: Вот мы уже плывем. Но где, же нам искать сокровища? У меня есть карта. Вдали уже виднеется остров.

3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком Р.
Волны плещутся за бОртом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра
Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).

4. Игра «Морские ежи» Массаж пальцев рук, подбор слов со звуком Р
Логопед: Вот мы с вами попали на остров. Посмотрите, нас уже встречают морские жители – ежи. Давайте с ними поиграем. Мы будем катать мячик и называть слова со звуком (Р).
Тили-таем, тили-таем,
Колючий клубочек мы катаем,
Колючий клубочек мы катаем,
И слова со звуком (Р) называем.

5. Игра “Добавь звук” (с помощью мяча) Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Молодцы! Предлагаю вам поиграть с ежами еще. Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Р был вторым в этом слове:
сок – срок, бак – брак, колики – кролики, кот – крот, каска – краска, повод – провод, поход – проход, пуд- пруд, побег – пробег, пачка – прачка, топка — тропка.

6. Игра «Угости крокодила». Согласование существительных с числительными «два», «пять».
Логопед: Замечательно! Пойдемте дальше изучать загадочный остров. К нам на встречу вышел зубастый, голодный кроко¬дил. Давайте накормим его из наших запасов. Я даю один пирожок! Лана, что ты даешь крокодилу? два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами.
Ребенок: Одна груша, две груши, пять груш!
Ребенок: Одна ватрушка, две ватрушки, пять ватрушек.
Ребенок: Один персик, два персика, пять персиков.
Ребенок сначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания.

7. Игра «Разложи кокосы». Определение положения звука Р в слове.
Логопед: Кто это прячется на пальме? Это озорная обезьянка. Она запасает кокосы и раскладывает их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар-тинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком (Р) в начале, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помогите обезьяне разложить кокосы.
Картинки: � омашка, � акетка, � учка, ка� андаши, ка� тошка, го� ох, забо� , топо� , помидо� .
Дети проговаривают слова и раскладывают картинки на три группы
Сейчас проверим, какие кокосы обезьянка съест на завтрак, обед и ужин?

8. ФИЗМИНУТКА «Мы идем»
Логопед: Молодцы, ребята! Всех накормили, никто без вкусных лакомств не остался! Я предлагаю Вам немного размяться и прогуляться по острову.

9. Чтение стихов
Логопед: К кому в гости мы попали на этот раз? В этой части острова живет старая, мудрая черепаха, которая очень любит интересные истории.
(Дети читают стихи)
Мой брат – пират, и я – пират.
Стоим под парусами.
Я быть пиратом очень рад
В тельняшке и с усами.

Мой брат сильней, а я главней.
Мы шхуну захватили,
И с братом целый день на ней
Квартиру бороздили.

Но спать пора. Зевает брат.
Пора под одеяло.
А завтра – море, битва, клад…
Да, завтра дел немало!

«Я был морским пиратом,
Когда-то в старину,
Командовал фрегатом…
Бывал в морском бою.
На море видел бурю,
В боях нашел друзей…
Несметные богатства
Собрал среди морей.»
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.

В тихой речке у причала
рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушел хитрец! Сорвался.
Логопед: Молодцы! Очень интересные и веселые истории! Что-то долго мы с вами идем, надо свериться с картой. Оказывается мы уже у цели. Тайна старой карты гласит: «Сделай 2 шага вперед, поверни налево и 3 шага прямо»
Логопед: А вот и сундук. Что же там за сокровище?
Ребенок: в нем конфеты.
Логопед: Наверное, кто спрятал этот клад, решил, что конфеты — настоящее сокровище.

10. Итог занятия.
Логопед: Пора возвращаться детский сад, наш путь был дол¬гим и трудным. Пройдите на корабль. Что больше всего запомнилось в путешествии. А какой звук помогал сегодня в поисках сокровищ?
Ответы детей.

Воробьева Ирина Юрьевна
Учитель-логопед, МДОУ Д/С 58 «ЩЕЛКУНЧИК»
г. Клин, Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *