Конспект подгрупповой Н.О.Д с детьми подготовительного возраста (ТНР)

Тема: «Дифференциация звуков (с)-(ш)».

Цель: Формировать навыки фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительного возраста.

Задачи:

  • коррекционно — образовательная : формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез, закреплять умение делить слова на слоги, закреплять умение составлять предложения по картинке, строить схемы предложений, звуковые схемы ; закреплять умение выделять гласные звуки в слове, дифференцировать звуки(с) — (ш).
  • коррекционно — развивающая: развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, речевое дыхание;
  • коррекционно -воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: мяч, «Паровозик» из конструктора в песочнице; картинки с изображением предметов, животных; конверт с письмом от ветерков; песочница с картинками на звуки (с)-(ш), поезд из конструктора; счётные палочки, косточки, камешки; звуковые домики, фишки: зелёного, красного, синего цвета, треугольники (колокольчики); интерактивная доска с указками.

Ход Н.О.Д

I. Организационный момент.

« Упражнение : «Назови гласные в имени».
(Ребёнок называет имя и выделяет гласные звуки ).
Цель: формировать фонематический слух.
— Кто в своём имени гласные назовёт, тот в кабинет войдёт.

II. Основная часть.

Беседа «Что осенью бывает».
-Дети, какое сейчас время года? (осень). Скажите, что осенью бывает? (Осенью часто идут дожди, опадает листва, становится холодно и т. д).

1.Упражнение на дыхание«Тёплый — холодный воздух ».
Цель: развивать речевое дыхание.
— А что часто дует осенью? (ветер).А какой бывает ветер? (теплый, холодный). А хотите услышать, как дует тёплый ветер? (ш-ш-ш). А холодный? (с-с-с). Будут с нами ветерки играть сегодня.

2. Дидактическое упражнение « Услышь звуки (с) или (ш)».
Цель: формировать фонематический слух, развивать слуховое внимание.
(Услышав в слове звук (с), дети хлопают в ладоши, пятная звук, услышав (ш) хлопают в ладоши).
— Холодный ветерок играет. Ладошки приготовь дружок. Если слышишь его звук — пятнай, не зевай.
Собака, цапля, коса, коза, лиса, Лиза, маска.
— Теплый ветерок играет. Если слышишь его звук — пятнай, не зевай.
Шапка, жираф, мешок, пирожок, рожок, петушок.

3. Дидактическая игра: «Звукоедик».
(Дети ловят мяч и произносят правильно слово).
Цель: формировать фонематическое восприятие, чёткое произношение звуков.
— Звук тёплого ветерка поменялся со звуком холодного ветерка в словах. Какая-то путаница . Поможем слова распутать?
Сапка, коска, суба, мисутка, матрёска, бабуска, мыска.

4. Игра на интерактивной доске « Отправь в корзинки звуки (с)-(ш)».
Цель: формировать умение дифференцировать звуки (с)-(ш).
Дети по двое подходят к интерактивной доске и выполняют задание, нажимают на картинку и отправляют в нужную корзинку со звуком (с) или (ш).
— Звуки ветерка в корзинки спрятались. Картинку выбирай, слово называй, место картинки определяй.

5.Дидактическая игра «Звуковые домики».
Цель: формировать звуковой анализ и синтез.
(Перед детьми домики с окошками и фишки трёх цветов: зелёного, красного. синего, рядом колокольчики «треугольники». Дети должны поселить в окошко нужную фишку, определив звук по цвету фишки. «Колокольчик», обозначение звонкости звука).
— Слушай звук внимательно и подбери в домик нужную фишку.
ш.у.б.а С.о.н.я

6. Физминутка.
«Запретное движение».
— До всего дотрагивайся, а до носа не дотрагивайся.
— До всего дотрагивайся, а до живота не дотрагивайся.
— До всего дотрагивайся, а до шеи не дотрагивайся.

7. Дидактическая игра « Слоговой поезд».
Цель: формировать умения делить слова на слоги, фонематическое восприятие.
(Дети подходят к песочнице, по одному и пальчиками под песком находят картинку и называют, что изображено на картинке, определяют слоги в слове и отправляют в нужный вагон).
— Ветерки картинки под песком спрятали. Ты к песочнице шагай, найди одну картинку, назови, что изображено. Сосчитай сколько в слове слогов и отправь в нужный вагон.

8. Дидактическая игра « Исправь предложение».
(Дети исправляют предложения).
Цель: формировать фонематическое восприятие. Развивать связную смысловую речь.
— Дети, передали ветерки письмо. Нужно исправить предложения , чтобы стало всё понятно. Готовы помочь?
— Аню ест торт. Кошка жарила блины, а бабушка ловила мышь. Зимой жарко, а летом мороз. Медведь живёт в норе, а заяц в берлоге. Собака спит в кровати, а дедушка в будке. Муха поймала паука в паутину. Дворник продавал продукты, а продавец подметал.

9. Пальчиковая гимнастика.
« Вышел дождик на прогулку
Он идёт по переулку (попеременно сжимаем и разжимаем кулачки).
Барабанит по окошку (перебираем пальчиками )
Напугал большую кошку (стучим по столу пальчиками, вытягиваем указательный и мизинчик вперёд)
Вымыл зонтики прохожих (прижимаем каждый пальчик к большому , поочерёдно)
Крыши дождик вымыл тоже
Сразу город мокрым стал (встряхиваем руками)
Дождик кончился устал». (руки плавно на колени).

10. Дидактическая игра «Составь схемы к предложениям».
Цель: развивать речь, формировать фонематическое восприятие.
— Картинку любую бери, предложение говори. Предложение повторим. Схему составляем.

11. Дидактическая игра « Лучики солнышка».
Цель: формировать фонематическое восприятие; закреплять слова на звуки (с) -(ш)в начале слова.
(Дети подходят к солнышку и назвав слово на заданный звук берут в руки лучик солнышка).
— Лучик солнышка бери на звук (с), (ш) слова говори.

III. Итог Н.О.Д

— Вам понравилось играть? Во что понравилось играть Вике? Диме? И т.д. Ветерки угощение оставили для вас. В названии этого угощения в начале есть звук (с) , а в середине звук (ш). Как вы думаете, что это за угощение? Правильно, молодцы. По одной сушке берите. В группу поспешите.

Андрианова Марина Геннадьевна
учитель — логопед, МБДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»
Ленинградская область, Гатчинский район

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *