Конспект логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Части тела»
ЦЕЛЬ: развитие связной речи и расширение представлений детей о строении человеческого тела.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и расширять словарный запас у детей по лексической теме «Части тела»;
- учить определять и называть части тела;
- образовывать в речи имена существительные единственного и множественного числа, имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса;
- учить подбирать имена прилагательные к именам существительным;
- формировать навык составления короткого рассказа с опорой на схематические картинки.
Коррекционно-развивающие:
- выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения;
- развивать логическое мышление, речевое внимание, творческое воображение и чувство рифмы;
- активно изменить деятельность детей, снять усталость и напряжение, совершенствовать общую моторику, вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к занятию;
- учить детей любить себя и свое тело;
- прививать любовь к четвероногим друзьям;
- формировать умение контролировать собственную речь.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, картинки по теме занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— Здравствуйте, ребята! У меня случилось такое несчастье. Моя собака нечаянно поломала мою любимую куклу Катю. Что делать, не подскажите? (Дети отвечают: нужно починить).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
— Я тоже так подумала и пригласила к нам на занятие девочку, которая умеет лечить игрушки. Как вы думаете, что это за девочка? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Почини куклу»
Цель: активизировать словарь существительных, обозначающих части тела, развивать внимание, зрительную память.
— Знакомьтесь — это Дотти или доктор Плюшева. (Показываю картинку с мультипликационным героем). Она обещала нам помочь. Сейчас я вам покажу куклу, а вы скажите, что ей необходимо починить. (Показать целые части от куклы). (Слайд 5) (Дети отвечают: ноги, руки, голову, туловище).
— Доктор Плюшева починила мою куклу Катю.
Спасибо Дотти.
— Наши дети тоже могут стать докторами для кукол. Давайте покажем Дотти, как мы знаем части тела.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление, речевое внимание, творческое воображение и чувство рифмы.
Я зимой не заболею,
Шарфом завяжу я … (шея)
Мама шапку мне дала,
Чтоб не мёрзла … (голова)
Будем завтракать с тобой!
Ложку я возьму … (рукой)
Долго шли мы по дороге,
И у нас устали … (ноги)
Не хочу сейчас компот —
Манной каши полный …. (рот)
Я к лицу цветок поднёс.
Чтобы нюхать, нужен … (нос)
Им болтать уже привык,
Ведь во рту живёт … (язык)
Их от всех скрывают губы.
Улыбнёшься — видно … (зубы)
Чтоб не лишился друг твой слуха,
Не кричи ему ты в… (уши)
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий… (глаза)
— Вот какие молодцы! А теперь предлагаю сравнить, что есть у нас, а что у куклы.
Дидактическая игра “Что у тебя, а что у куклы?”
Цель: формировать представления о частях тела человека, образовывать имена существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.
У тебя лицо, а у куклы… личико.
У тебя уши, а у куклы… ушки.
У тебя нос, а у куклы… носик.
У тебя губы, а у куклы… губки.
У тебя шея, а у куклы… шейка.
У тебя глаза, а у куклы… глазки.
У тебя рука, а у куклы… ручка.
У тебя нога, а у куклы… ножка. И т. д.
Игра “Узнай по описанию” или “Какой, какие?”
Цель: учить подбирать имена прилагательные к именам существительным.
— Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:
- Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что это?) — глаза.
- Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.
- Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные — волосы.
- Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.
— А теперь каждый расскажет, какие у него волосы, глаза, нос и губы (Ответы детей).
— Какие вы молодцы! А сейчас предлагаю немного подвигаться.
Физкультминутка «Что умеет наше тело»
(движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого).
Цель: активно изменить деятельность детей, снять усталость и напряжение, совершенствовать общую моторику, вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.
У меня есть голова (повороты головы)
Направо – раз, налево — два. (направо налево, наклоны головы).
Она сидит на крепкой шее, (круговые повороты шеей).
Повертели – повертели.
Затем туловище идет, (руки на поясе)
Наклон назад, наклон вперед, (наклоны)
Поворот – поворот. (повороты).
Умелые руки есть у всех, (рывки руками)
Вверх – вниз, вниз – вверх. (руки вверх – вниз).
Ноги нам нужны, чтоб бегать, (бег на месте)
прыгать, (подскоки (2-3 раза),
приседать, стоять… (приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
Не сижу я с ним без дела!
— Доктору Плюшевой срочно нужно оказать помощь другим игрушкам. Посмотрите кто это к ней пришел? (логопед показывает инопланетянина с большим количеством частей тела). (Ответы детей).
— Это инопланетянин. Он запутался и хотел узнать какие части тела есть у него. Давайте поможем ему.
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Скажите правильно:
- У человека одна голова, а у инопланетянина много…
- У человека одно лицо, а у инопланетянина много…
- У человека один нос, а у инопланетянина много…
- У человека один рот, а у инопланетянина много…
- У человека один язык, а у инопланетянина много…
- У человека одна шея, а у инопланетянина много…
— Какие вы молодцы, порадовали инопланетянина.
— Предлагаю всем вместе поиграть в игру «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назову
И свой выбор объясни.
(Логопед показывает картинки, дети называет лишний предмет и объясняют свой выбор).
— Нашему гостю инопланетянину стало интересно, каких частей тела у животных не бывает, а у человека они есть и наоборот. Давайте разберемся.
Игра “Назови части тела человека, которых нет (есть) у животных”
Цель: определять и называть части тела.
— Подумайте и скажите, каких частей тела у животных не бывает, а у человека они есть. (Лицо, ладони, пальцы, ногти, руки).
— Назовите похожие части тела у человека и у животных. (Голова, туловище, зубы, нос, рот, глаза).
— А как вы думаете животные могут быть похожи на своих хозяев? (Ответы детей).
— Давайте, вместе попробуем определить, где чей четвероногий друг.
Дидактическая игра «Где, чей четвероногий друг?»
Цель: развивать восприятие и внимание.
«Гав-гав-гав! – залаял пёс,
Это задал он вопрос:
Правда, быть собака может
На хозяина похожа?»
Если долго вместе жить
Лучшими друзьями,
И такое может быть-убедитесь сами!
Логопед показывает картинку, а дети угадывают и объясняют свой выбор.
V. СОСТАВ УСТНОГО СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЬМИ
Составление описательного рассказа по схеме.
Цель: учить детей составлять рассказ о человеке.
— Мы с вами определили, где, чей четвероногий друг.
— А сейчас мы с вами будем рассказывать о каждом владельце собаки. В этом нам поможет схема (педагог демонстрирует детям план-схему описательного рассказа).
— Посмотрите на нее внимательно:
Первая картинка (логопед указывает картинки схемы) – ко это? (пол, возраст и имя человека);
вторая – какой он? (описание человека);
третья – кто у него есть? (какое животное и чем они похожи).
Методика формирования связной речи по авторской технологии Т.А. Ткаченко:
- Подготовительный этап (Логопед с детьми рассматривают картинки, дети делают выбор человека, о котором будут рассказывать).
- Составление повествовательной речи (Логопед дает речевой образец рассказа).
- Формирование повествовательной речи (Дети рассказывают рассказ по частям или плану).
- Заключительный этап (Дети дополняют свой рассказ или придумывают свой сюжет продолжения рассказа).
Логопед слушает рассказы детей, помогая и устраняя неточности.
— Ну, вот мы и рассказали доктору Плюшевой, что мы знаем о частях тела человека.
— Помогли инопланетянину определиться с его частями тела. Узнали много нового и интересного о частях тела человека и животного (собаки).
А нашим гостям пора идти. Попрощайтесь с ними.
VI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ (Слайд 31)
- А мы вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось, что было легко, что тяжело?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Расскажи, что ты видишь на картинке?
Задание 2. Дорисуй и раскрась картинки.
Список использованной литературы
- Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015 — 139 с.
- Ткаченко Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. –– М: Гном и Д. — 2001 г.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224с.
Луппова Руслана Алексеевна
учитель-логопед, МБОУ НШ «Прогимназия» (дошкольное отделение)
Город Сургут