Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня на материале дидактических игр

Проблема коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного старшего возраста с ОНР 3 уровня является актуальной на сегодняшний день и широко освещена в специальной литературе, в том числе в трудах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой. Система коррекционной работы по преодолению дефектов произношения звуков у детей с ОНР 3 уровня может строиться с опорой на развивающие, интеллектуальные, игровые, инновационные методы и средства. Независимо от нарушений, игровые средства обучения являются приоритетными в дошкольном возрасте, так как основной вид деятельности дошкольников – игра. Поэтому в логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения зависит от того, насколько эффективно используются дидактические игры во всех видах деятельности.

Дидактические игры  должны максимально широко используются на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывание звука), автоматизации и дифференциации звука.

1 этап: подготовительный.

На подготовительном этапе ведётся подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению нужного звука. Для развития артикуляционных движений используются игровые упражнения Л. Л. Бетц, Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, С. П. Цукановой, Г. В. Чиркиной, и других авторов, направленные на развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Авторы предлагают использовать прием соотнесения этапов артикуляции с какими-либо предметами или знакомыми ребёнку действиями. Выстраивается линия игрового сюжета, объединяющая артикуляционные и дыхательные упражнения в комплекс, необходимый для работы над данной группой звуков.

2 этап: постановка звука. Вырабатывается правильное звучание изолированного звука.  В процессе постановки звука при использовании зондов и зондозаменителей, можно давать игровые названия этим предметам: «волшебная палочка», «палочка-выручалочка». При этом игра «Путешествие язычка с волшебной палочкой» вносит элемент заинтересованности в сложный процесс постановки звука.

 3 этап: автоматизация звука. Осуществляется постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

Широкий спектр игр в этот период работы позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. Варианты игр представлены Н. В. Нищевой, Л. А. Комаровой, О. В. Егоровой и другими авторами. Примерами игр могут служить такие, как «Жук-пожарник», в которой жук приносит только те ведёрки с водой, на которых написан слог с заданным звуком и «Логопедическая ромашка», где необходимо найти лепестки с картинкой, содержащей отрабатываемый звук.

Эффективному закреплению навыка правильного звукопроизношения способствуют игры-инсценировки и драматизации, в них автоматизация звуков происходит в стихотворной и прозаической речи, заранее выученной и отработанной.

4 этап: дифференциация звуков. На данном этапе происходит формирование у детей умения различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Основной игровой приём, используемый на этом этапе работы над звуком – распределение картинок или предметов на две группы, в соответствии с заданными признаками: «Зонтики для мышат» (игра, направленная на дифференциацию твердых и мягких пар звуков в словах), «Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак» (игра, направленная на дифференциацию свистящих звуков в предложениях и другие.

При коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей, рационально использовать многофункциональные пособия. Это позволяет сконцентрировать игры, применяемые на разных этапах работы над звуком.  В процессе практической деятельности мною было разработано и апробировано многофункциональное логопедическое пособие – логопедическая ширма «Говорушка». Сформированное на основе двустворчатой ширмы с верхним соединением, пособие предназначено, как для совместной с ребёнком, так и для самостоятельной работы ребёнка от четырёх до семи лет.

Первый модуль пособия – «Звукарик» насыщен игровыми пособиями для работы над ключевыми разделами формирования фонетической стороны речи: артикуляторным укладом, развитию речевого дыхания, мелкой моторики; формирования образа буквы. Модуль «Звукарик» оснащён стационарными конвертами – кармашками, таким образом, классификация заданий остаётся неизменной, а фонетический материал меняется в зависимости от индивидуальных психологических и речевых возможностей ребёнка. Первый вид заданий модуля – «Прятки». В конверт кладут пособия для формирования направленной сильной воздушной струи: чтобы увидеть изображение ребёнок должен сдуть закрывающие его полоски бумаги. Карточки для поддувания содержат слова с разным звуковым наполнением из разных лексических тем. Второй вид заданий «Дорожки», содержит карточки с последовательным условным изображением артикуляционных упражнений. «Пройдя» по дорожке, ребёнок попадает в волшебный замок, лес или на Луну. Следующий вид заданий «Лабиринт» стимулирует ребёнка к автоматизации изолированного звука, изменяя его силу или длительность произношения в зависимости от предложенного изображения. Последний вид заданий «Собери букву» даёт возможность развития оптико-пространственного гнозиса, использование различных материалов (картон, наждачная бумага, пенопласт) позволяет подключить тактильное восприятие и память при соотнесении буквы со звуком.

Второй модуль «Угадай-ка» содержит основы для игр по автоматизации и дифференциации звуков, формирования фонематических представлений. Это игра «Домик», в которой нужно «поселить» в нужную комнату слово-картинку, в зависимости от места автоматизируемого звука в слове. Вторая игровая база «Собери чемоданы», предполагает распределение предметных картинок на две группы в соответствии с наличием в них дифференцируемых звуков. Картинный материал сменный, подобран по наличию звуков и связан с определённой лексической темой, так как коррекционная работа проводится с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня. что необходимо учитывать при работе над всеми структурными компонентами речи.

Все, предъявляемые посредством описываемого логопедического пособия задания, даются детям в игровой форме. «Говорушка» становится постоянным игровым партнёром. От его имени логопед преподносит воспитанникам новые задания, что способствует развитию конструктивного общения, коммуникабельности ребенка, уверенности в себе даже у самых неконтактных детей.

Таким образом, применение многофункционального логопедического пособия «Говорушка» облегчает усвоение материала, способствует формированию речевых умений и навыков. Визуализация при выполнении речевых заданий решает задачи активизации познавательной деятельности, оптимизации процесса речевого развития. Его использование, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедических занятий, делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, и, следовательно, повышает эффективность логопедической работы.

 

Литература

  1. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М., 1973. – 296 с.
  2. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 16 с.
  3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
  4. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с.
  5. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2009. – 46 с.
  6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с.
  7. Цуканова, С. П. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 64 с. ; Альбом 2. – 64 с. ; Альбом 3. – 32 с.
  8. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. : Просвещение, 1988. – 63 с.

Гранцева Наталья Николаевна
учитель-логопед
Тульская обл., Плавский р-н, пос. Горбачево

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *