Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы: «Играем, гласные звуки мы повторяем!»

Тема: гласные звуки [А], [У], [О], [И].

Цель: дифференциация звуков [А] – [У] – [О] – [И].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить в речи правильное произношение гласных звуков [А], [У], [О], [И].
  • учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки [А], [У], [О], [И].
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
  • закрепить знания детей о гласных звуках.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: письмо от Деда Мороза, игрушка Деда Мороза, пред­метные картинки со звуками «А», «У», «О», «И», схема для характеристики звуков, фишки для обозначе­ния звуков и составления схем, картонные буквы А, У, О, И.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Шла я сегодня утром в детский сад и повстречала Снеговика-Почтовика, который передал мне для вас письмо от самого Деда Мороза:

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Дед Мороз – Красный Нос из волшебного зимнего леса!

Знаю, Вы весь год старались

И усердно занимались!

А теперь пришла пора

Различать Вам звуки [А],

[О], [И], [У],

А я проверю, на вас посмотрю!

Дедушка Мороз, пишет, что сегодня будет смотреть за Вами, и проверять хорошо ли вы занимаетесь, чтобы знать, кому дарить новогодние подарки!

А вот и первое задание от Дедушки Мороза:

Ребята сейчас, я подойду к каждому из Вас и назову звук ([А]-[О]-[И]-[У]), а вы мне слово с этим звуком. Будьте внимательны!

Молодцы, садитесь за столы!

  1. Основной этап
  2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, чтобы хорошо заниматься, надо нашим язычкам тренироваться!

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Трубочка». Губы вытянуты вперед трубочкой.

— «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет до семи.

  1. Упражнение «Отбери и назови»

На доске выставлены картинки, в названии которых есть звуки [А] – [У] – [О] – [И]: осел, изюм, слон, гусь, мак, заяц, бобр, жук, индюк, киви, рак.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску! Называйте эти слова, выходите по очереди к доске и ставьте картинки к соответствующей букве.

  1. 3. Уточнение правильной артикуляции звуков [А], [О], [И], [У]

Логопед: Ребята! Когда мы произносим звук [У], то:

  • губы (вытянуты трубочкой),
  • язык (спо­койно лежит на дне рта — «домика»),
  • зубы (сбли­жены, но не сомкнуты),
  • воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Когда мы произносим звук [А], то:

  • рот широко открыт,
  • язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости («домика»),
  • теплая воз­душная струя выходит свободно, не встречая пре­грады.

Когда мы произносим звук [О], то

  • губы вытянуты вперед,
  • воздух выходит свободно, не встречает преграду
  • горлышко «работает».

Когда мы произносим звук [И], то:

  • губки — «в улыбке»;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов («домик»);
  • горлышко «работает».

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука [А] — рот широко открыт, а при произнесении звука [У] — губы вытянуты трубочкой. Но все эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.).

Логопед: Верно, а докажите, что это гласные звуки! (Эти звуки поются, голос не встречает в горлышке преград). Верно, все правильно.

  1. Упражнение «Чистоговорки» (закрепление четкого и правильного произношения звуков [А], [У], [О], [И] в чистоговорках)

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ин-ин-ин – испекли мы блин

Иш-иш-иш — тут такая тишь.

Логопед: Молодцы, ребята!

  1. Выделение гласных звуков из начала слова

Логопед: Слушайте внимательно, если услышите слово со звуком [У] поднимите снежинку, а если со звуком [О] – хлопните в ладоши. Здорово! А теперь топните ногами, если услышите в слове звук [А], и поднимите правую руку, если услышите звук [И]. Кто у нас самый внимательный?

(Утюг, усы, астра, ирис, улей, иней, окно, осы, агат, Оля, Илья, Аня).

III. Физкультминутка

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп

  1. Игра «Веселый поезд»

Логопед: Теперь, мы с вами отправимся в путешествие к Деду Морозу в зимний лес, но сначала, нас ждут интересные задания. Сейчас мы сядем в скорый поезд и поедем! Поезд отправляется, сказка начинается. (Дети идут по кругу, имитируя руками движение колес. И говоря чух-чух-чух).

  • Первая остановка «Сад»

Логопед: Дети, внимательно смотрите и найдите фрукты, названия которых начинаются на звук [А]. (Апельсин, айва, ананас, абрикос).

  • Следующая остановка «Огород»

Логопед: Выберите те овощи, которые мы положим в корзину со звуком [У] находится в конце слова. Что положим? (Свеклу, лук, капусту, редиску).

  • Третья остановка «Телецентр»

Логопед: В телевизоре пропали некоторые звуки, нам необходимо починить телевизор: полностью произнесите слова (:рбуз, :птека, :втобус, :кунь, :сы, :гурец). Кто запомнил, какие звуки пропадали? (Звуки [А], [О]). Молодцы!

  • Четвертая остановка «Новогодний лес» – Игра «Эхо»

Логопед: Дети, наше новогоднее эхо не простое, оно повторяет только слова со звуком [И]! (Зима, конфетка, снеговик, кубики, листик, елка, санки).

Вы, умнички, с такими сложными заданиями справились! А вот и сам Дед Мороз к нам вышел! Очень ему понравилось, как вы занимались сегодня!

  • Возвращение домой

Логопед: Ребята, дедушка приготовил для вас волшебные карточки с заданием, необходимо определить, где (вначале или конце слова) спрятался гласный звук [А], [О], [И], [У] и закрасить нужный квадратик красным цветом! Как только все вы правильно справитесь с этим заданием, мы окажемся снова дома, в группе! (Слова: индюк, коньки, альбом, обруч.)

  1. Заключительный момент, подведение итогов занятия

Логопед: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие к Деду Морозу? (Да)

А какие задания вы запомнили? Что мы выполняли? (Искали звуки [А], [О], [И], [У], определяли место звука в слове) Что было интереснее всего? Что труднее всего? Вы отлично занимались сегодня, хорошо себя вели, поэтому Дедушка Мороз сказал мне, что все вы получите замечательные подарки на Новый Год! До свиданья!

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 147 c.
  2. Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей логогруппе, — М.: Гном и Д, 2009.- 128 с.
  3. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Овощи. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 18 с.
  4. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Фрукты. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 16 с.

Насекина Александра Леонидовна
учитель-логопед
город Мурманск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *