Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Рыбы»

Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи

Образовательные:

  • расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
  • обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • закреплять правильную артикуляцию звука [р];
  • развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
  • совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
  • воспитывать активность и любознательность.

Оборудование

Компьютер, презентация, буква Р, предметные картинки «Рыбы», «Дерево с листьями»(дыхат.гимнастика), су-джок мячики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадывание загадки.
Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.

Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

 

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в  путешествие и познакомимся с речными  и морскими обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

 

3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук  «Стихи для развития речи»)

Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

 

4. Работа над речевым дыханием.

Упражнение  «Ветерок».  Цель: развивать длительный плавный выдох.

Логопед:  Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на листочки.

 

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: 
— Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
— А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним  гимнастику языка.

упражнение «Чистим зубки»;
упражнение «Качели»;
упражнение «Кружок»;
упражнение «Вкусное варенье»;
упражнение «Грибок»;
упражнение «Барабанщик»;
Лошадка – грибок — гармошка» (переключение артикуляционных поз)

 

6. Анализ артикуляционного уклада звука [ р].

Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Произнесите звук [ р].

— Где находится язычок при произнесении звука [ р]?
— Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.
— Это гласный или согласный звук?
— Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?
— Значит, он звонкий или глухой?

Итак, звук [ р] согласный, звонкий.

(Сопоставление с речевым профилем звука)

 

7. Произношение прямых слогов со звуком [р].

Логопед: Давайте мы будем и повторять слоги: РА, РО,  РУ, РЫ.

 

8.Произношение слов со звуком [р].

А какие слова со звуком р вы знаете? Поднимаем руку и отвечаем.

 

9. Физкультминутка.

Ребята, посмотрите как красиво вокруг. А кто это там, в морских глубинах? (Рыбки)

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас. (Дети считают, сколько рыбок на слайде.)

 

10. Игра «Строение рыб»Дети отвечают на вопрос полным ответом.

Игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)
Чья голова? – Это рыбья голова.
Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.
Чье туловище? – Это рыбье туловище.
Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это рыбий хвост.
Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.
Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

 

11. Пальчиковая гимнастика с использованием массажеров Су – джок.

Гладь мою ладошку ёж
Ты колючий ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

Массаж на каждый палец обоих рук.

 

12. Презентация на тему «Рыбы»

Логопед: Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (аквариум, море, река). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда на экране будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Вам нужно сказать, как называется выбранная вами рыба, где обитает, и поселить рыбу в подходящий водоём.

Например:

— Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.
— У меня гурами. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.
— Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю её в море.

На экране появляются рыбы: ёрш, осетр, гурами, радужница, рыба – меч, морской окунь.

Логопед: А вы знаете, какие рыбы водятся в нашей реке Емце?

Дети: Щука, окунь, ёрш, карась, налим, язь и т. д.

 

13. Толкование пословицы.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?
Ребята, есть русская пословица  «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

 

Итог занятия

Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, чтобы научиться правильно произносить звук [р]. Молодцы!
Ребята, что вам понравилось на занятии?
Какое задание было для вас наиболее трудным?

Салахова Гульназ Айдаровна
учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №379»
г. Казань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *