Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах.
Задачи по ОО:
ОО «Познавательное развитие»
Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах и особенностях их гнездования; выработать и закрепить правила поведения в природе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение работать сообща, воспитывать внимательное и бережное отношение к живому (птицы).
ОО «Физическое развитие»
Закреплять умение действовать по сигналу. Обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности (выполнение действий по инструкции).
ОО «Речевое развитие»
Развивать связную речь по теме, совершенствовать звукопроизношение и грамматический строй (словоизменение, употребление предложно-падежных форм). Пополнять номинативный (названия перелетных птиц: аист, дрозд, жаворонок, ласточка, славка, трясогузка, грач, скворец, зяблик, малиновка, пеночка, каменка) и предикативный (петь, летать, вить, выводить, высиживать, строить, клевать) словарь детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать интерес к музыке в природе через слушание записи голосов птиц.
Предварительная работа: беседы с показом иллюстраций перелетных птиц и знакомством с особенностями их гнездования; чтение художественной литературы по теме, знакомство с правилами поведения в природе.
Оборудование: запись пения птиц, 2 мольберта, указка, мяч, схемы «Измени слово», «Где предмет?», надписи названий птиц, разделенные на две части; вывески для физ. минутки: «Парк», «Улица», «Береза», «Поляна», «Поля»; коробка с ветками, листьями, сухой травой, соломой, камнями, перьями, мхом, глиной.
Ход:
1. Орг.момент.
Дети в кругу на ковре. Звучит пение птиц.
П.: Ребята, что это?
Д.: Это поют птицы.
П.: А почему они поют?
Д.: Потому что пришла весна, стало тепло, и птицы вернулись в родные края.
П.: Верно, а почему птицы вернулись сейчас, весной?
Д.: Потому что появляются насекомые и у птиц будет корм.
П.: Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
П.: Ребята, сегодня Ваня принес в детский сад интересную коробку, давайте заглянем в нее!
Дети с педагогом разглядывают содержимое коробки.
П.: Кому уже все это пригодиться?
Д.: Птицам!
П.: Верно, а каким именно мы узнаем по ходу нашего разговора.
2. Д/игры «Измени слово».
П.: Чтобы раздать птицам содержимое коробки, потренируемся изменять названия птиц.
Дети (2-3 человека) изменяют слово по падежам, следуя схеме: например, есть соловей, нет соловья, иду к соловью, вижу соловья, думаю о соловье, любуюсь соловьем.
П.: Молодцы, поиграем еще? Дети стоят к кругу на ковре.
П.: Мяч лови и отвечай,
Отвечай и не зевай!
Что умеет делать птица?
3. Д/игра «Что умеет птица?»
Д.: летает, поет, вьет, высиживает, откладывает, выводит, строит, выстилает, утепляет, клюет, прыгает и др.
4. Д/упр. «Где птица?»
П.: Поиграем со скворцом и его домиком – как он называется?
Д.: Скворечник.
П.: Назовите, где скворец относительно скворечника, грач относительно гнезда, пользуясь нашей схемой:
П.: Вы, наверное, устали? И поэтому все встали! Каких птиц называют вестниками весны?
Д.: Грачей.
П.: Превращаемся в грачей и «летаем» по группе, читая вывески и слушая мои инструкции.
5. Физ. минутка.
По группе развешаны таблички: Парк, Улица, Береза, Поляна, Поля. Педагог направляет детей, произнося фразы, а дети следуют по маршруту и выполняют инструкции:
- Ранней весной грачи вернулись в Парк.
- На Улице стало шумно от громкого крика грачей – «грак!, грак!»
- На верхушке Березы грачи ремонтируют прошлогодние гнезда.
- На просторной Поляне грачи и грачихи собирают сухую траву для выстилки гнезд.
- На распаханных Полях грачи собирают жуков, личинок, червяков.
П.: Отдохнули, полетали и названия птиц в слова собрали.
6. Д/упр. «Сложи слово».
Посмотрите, на мольбертах начало слова и конец, вы части слова соберите, и название птицы прочтите.
Дети подходит к мольбертам и складывают слоги в слова:
Пе – ночка, а – ист, ка – менка, трясо – гузка, мали – новка, жаво – ронок, слав – ка, зяб – лик, лас – точка, скво – рец.
П.: Какие птицы к нам прилетели?
Дети читают получившиеся слова.
П.: Пришло время помочь птицам, заглянем к коробочку и подарим каждой птичке то, что ее пригодится для строительства гнезда.
7. Д/игра «Кому подарок?»
Дети достают по одному предмету и «раздают» птицам, объясняя свой выбор:
Камни – каменке, глина – ласточке, ветки – аисту, перья – пеночке, трава, солома – жаворонку, славке, мох – зяблику, листья – скворцу, малиновке, трясогузке.
8. Итоги.
Звучит пение птиц. Дети сидят на ковре.
П.: Как радостно поют птицы! Скажите, чему они радуются?
Д.: Они вернулись в свои гнезда, у них есть все для ремонта и строительства своих жилищ.
П.: Верно, птицы благодарят вас, ребята, и всегда рады видеть вас в лесах, парках, скверах, только нужно помнить о правилах поведения. А вы их знаете?
Д.: Нельзя шуметь, кричать, рвать листья, цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.п.
П.: Вы правы, а наше путешествие с птицами подошло к концу, молодцы!
Иванова Анна Владимировна
Учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль