Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Й»

Цель: формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие памяти и внимания, развитие моторных функций. Развитие кодирования. Формирование умения определять местоположение звука в слове, развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист, простые и цветные карандаши, счётный палочки и пуговки.

План занятия.

1. Введение в тему.
2. Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки.
3. Закрепление образа буквы. Буква Й.
4. Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.
5. Подвижная игра. Дни недели.
6. Обучение чтению. Слова.
7. Работа над предложениями. Схема предложений.
8. Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.
9. Массажная пауза. Шишки.
10. Развитие внимания. Найди слова.
11. Лексико-грамматический строй речи. Предложения.
12. Диктант. Предложения.
13. Пальчиковая гимнастика. Паучок.
14. Подготовка руки к письму. Мухоморы.
15. Итог.

Ход занятия.

«На что похожа буква «Й» .

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорки. Педагог предлагает детям повторить за ним чистоговорки шепотом и медленно. А потом – громко и быстро.

Ла-ла-ла – молоко …(пила). Ли-ли-ли – из леса ягод…(принесли).
Мо-мо-мо — едим …. (эскимо). Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ай-ай-ай – вот и месяц… (май).

Закрепление образа буквы. Буква Й.

Педагог показывает карточку с буквой Й. — Какая это буква, назовите её. — Какой звук обозначает буква Й? Вспомните характеристику звука Й. — Правильно, звук Й — согласный, звонкий и всегда мягкий. — Давайте, чтобы не забыть букву Й, сделаем её из палочек. Дети выкладывают букву Й из счётных палочек, а шляпку для буквы делают из пуговки. —

Обведите буквы Й на рабочих листах.

Развитие фонематического слуха. Игра. Угадай звук.

— Я произношу слова. Если в слове вы слышите звук й – хлопаете в ладоши, если звука й в слове нет – в ладоши не хлопаете.
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, йогурт.

Подвижная игра. Дни недели.

Дети становятся в круг. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Обучение чтению. Слова.

Предлагаем детям прочитать слоги сначала на рабочем листе построчно, а затем в столбиках. — Прочитайте слоги шёпотом, а затем быстро. — Найдите и подчеркните среди слогов слова. (ВОЙ, ЛАЙ, РАЙ, РОЙ, БОЙ, ПОЙ).

Работа над предложениями. Схема предложений.

  • Прочитайте предложение на рабочем листе.
  • Назовите первое слово. Второе. Третье.
  • Составьте схему предложения.
  • Что нарисовала Ира? (Рисунок). Какой рисунок? (Красивый).
  • Придумайте, какой рисунок нарисовала Аня, и составьте рассказ.
  • Поделите слово: НАРИСОВАЛА на слоги.
  • Назовите ударный слог в этом слове. Поставьте ударение.

Развитие фонематического слуха. Повтори серии слогов.

Педагог и дети сидят на ковре в кругу. Педагог произносит несколько слогов и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, точно повторяет последовательность слогов за взрослым и перебрасывает мяч обратно. Педагог произносит новую цепочку слогов и перебрасывает мяч другому ребенку.

В игре принимают участие все дети.

Цепочки слогов: ай – ой; уй – ой – уй; ий – ий – ой; эй – ий – эй; уй – уй – ой – ий.

Массажная пауза. Шишки.

Собирала белка шишки
(перекладываем шишку из одной руки в другую),
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимаем шишку ладошками на каждый счёт),
Найду шишку я опять
(катаем шишку между ладошками).
Три еноту и три мышке
(сжимаем шишку одной рукой, затем другой),
Остальные кому шишки
(катаем между ладошками шишку)?

Развитие внимания. Найди слова.

Педагог обращает внимание детей на четвертое задание на рабочем листе.

  • Посмотрите, какие красивые бусы можно сделать из букв!
  • В бусах спрятались слова. Прочитайте все слова, которые вы видите.
  • Каждое слово раскрасьте в любой цвет.
  • Давайте вспомним, какие гласные звуки мы с вами знаем.
  • Раскрасьте кружочки с гласными буквами в красный цвет.

Лексико-грамматический строй речи. Предложения.

  • Посмотрите на картинку, назовите предметы, которые на ней нарисованы.
  • Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Й. (ЯБЛОКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ЯЙЦА).
  • Составьте предложения по схемам, опираясь на картинку.

Диктант. Предложения.

Педагог диктует детям слова по слогам.

— Мак рос. Конец предложения. Что вы поставили в конце предложения (Точку).
С какой буквы вы написали слово Мак? (С большой буквы). Почему? (Так как это начало предложения).

— Ира на-ли-ла сок. Конец предложения.
Подчеркните во втором предложении слово, состоящее из трех слогов.

Пальчиковая гимнастика. Паучок.

Жил-был маленький паучок
(ручки вместе, соприкасаются большими пальцами).
Бегал, бегал паучок по травке (шевелим пальчиками по столу),
Увидел большой цветок
И забрался на него (поднимаем ручки вверх).
А цветок качался из стороны в сторону
(запястья вместе, пальчики растопырены, покачиваем).
Вдруг на небе появилась тучка (руками делаем овал).
Закапал сильный дождик (стучим пальчиками по столу).
И цветок закрыл свои лепестки (прислоняем ладошки друг к другу).
Началась сильная буря
(сильно раскачиваем ручки из стороны в сторону).
Но на небе выглянуло солнышко (накладываем одну ладошку на другую с растопыренными пальчиками)
И прогнало тучку (делаем резкое движение вправо).
Паучок выбрался наружу
(шевелим пальчиками и опускаем руки вниз)
И убежал (прячем ручки под стол).

Подготовка руки к письму. Мухоморы.

— Обведите мухоморы, стараясь не отрывать руки от листа бумаги.
— Нарисуйте на шляпках грибов точки.

Подведение итогов.

Татарникова Наталья Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №40
г. Елец, Липецкая обл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *