Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звуки Р и Р'»

Цель занятия:

  1. Различие и правильное произношения звуков Р и PI словах сложной звуко- слоговой структуры.
  2. Словообразование относительных прилагательных (от названия тканей).
  3. Обогащение лексики родственными словами.

Оборудование:

  1. Предметные картинки на «Р» (рак, рама, радуга, карандаш, барабан, розы, рука, рубашка, кукуруза, шар, куры, арбузы, карта, груша, крыша,  зебра, баран, гитара, рыба, тигр, шарф).
  2. Предметные картинки на   «РI» (букварь, аквариум, календарь, моряк, зарядка, пряники, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, редиска, кресло, репа, веревка, рюкзак, брюки, фабрика, ребенок, матрёшка, абрикос, грядка, черешня, кастрюля).
  3. Карточки для чтения на звуки «Р» и «РI«.
  4. Наборы для составления схем.
  5. Тетради, ручки, разрезные азбуки.
  6. Одежда из разных тканей.
  7. Игра » Поезд».

Ход занятия.

I. Организационный момент .

Логопед предлагает детям назвать картинки, которые лежат перед ними на столах, сказать, какой звук Р или РI  слышится в них, предлагает присаживаться детям, которые правильно выполнили задание, а с теми, кто допустил ошибки через серию вопросов вырабатывает правильный ответ.

II. Артикуляционная гимнастика (упражнения «Грибок», «Барабанщики», «Маляр», «Лошадки»), произнесении «Р»и  «РI«, сопоставление характеристик.

III. Дифференциация звуков «Р»и  «РI«. Игра «Покажи, какой звук».

Логопед раздает детям про 2 карточки-символа синего и зеленого цвета и предлагает при произнесении твердого звука Р плднимать синюю карточку, при произне5сении мягкого – зеленую.

а) ра, ря, ро, ре, рю, три, атр, тра, тря, утрь…

б) треугольник, троллейбус, трамвай, аквариум, прямоугольник, термометр, инструмент, приемник, конструктор, транспорт, электричество, корреспондент, барометр, архитектор, приключение…

в) игра «Поезд» с определением места звуков «р», «рь» в словах и объяснением, почему картинка помещена в тот или иной вагон.

IV.Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот»:

а)

 ра-ря кра-кря акр-якрь рад- ряд шар -шарь
 ро-… кро — … окр -… ров -….  пар -…
ру -… кру -… укр — … рысь -…  хор -…
 ры — …. кры — … ыкр — … брак -…  удар — …

б) воспроизведение слоговых рядов:

кра -кра -кря

кра — кря — кря

кра — кря — кра  и т.д.

V.Упражнение в подборе родственных слов, проговаривание их:

физкультура — физкультурник, физкультурница, физкультурный;
спорт — спортивный, спортсмен, спортсменка, спортзал, спортплощадка, спорттовары, спортлото;
тренер — тренировка, тренировать, тренировочный, тренерский, тренированный;
электричество — электрик, электрический, электростанция, электрофицировать;
рекорд — рекордсмен, рекордный, рекордистка;
дирижер — дирижерский, дирижировать, дирижерство.

VI.Игра — соревнование «Повтори верно». Выбирается пара детей, которые по очереди повторяют слова со сложной слоговой структурой. Побеждает тот, кто верно их произнесет.

  • Ремонтировать электростанцию.
  • Тренироваться в спортзале.
  • Дирижировать эстрадным оркестром на карнавале.
  • Регулировать движение уличного транспорта.

VII.Пальчиковая гимнастика («Дружба»)

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(«Замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(касание одноименных пальцев)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание пальцев мизинца)
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать
(руки вниз, встряхнули кистями)

VIII.Словообразование относительных прилагательных от названий тканей по образцу:

Шерсть -шерстяной свитер Драп — ….
Бархат — …. Велюр — …
Маркизет — … Трикотаж — …
Крепдешин — … Капрон — …

IX. Согласование прилагательных с существительными

а) подбор предметов к признакам:

шерстяной, -ая, -ое; (шерстяной свитер …)
трикотажный, -ая, — ое (трикотажное полотно…)

б) составление предложений с полученными словосочетаниями, деление их на слова.

X. Составление схем предложений, посчитать, сколько слов в предложении:

Рита делает зарядку.
Рома ест грибы.

XI. Итог. Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились. какие задания выполняли?

Васильева Людмила Ивановна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 28 «Золотой петушок»
город Тамбов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *