Конспект занятия по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе
Цель: формирование фонематической стороны речи детей.
Задачи
Образовательные:
- совершенствование высших психических функций;
- совершенствование навыка ответа полным предложением на поставленный вопрос;
- совершенствование навыка составления предложения из заданных слов;
- формировать навык интонационно выделять главное слово;
- развивать навык ориентировки в пространстве;
Воспитательные:
- воспитывать дисциплину, контроль;
- развивать навык работы в группе;
- развивать навык переключения с одного вида деятельности на другой;
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навык звукового анализа;
- продолжать работу по совершенствованию речевого дыхания;
- развивать навык различения звуков [ж], [з] изолированно, в буквосочетаниях, предложениях;
- развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: «цветик-семицветик», индивидуальные карточки с картинками, карточки синего и зелёного цвета со стрелками, индивидуальные зеркала, карточки с изображением жука и комара, две верёвочки, шесть прищепок (три синих и три зелёных), мяч, бейджи с буквами на каждого ребёнка, два обруча, бубен, конверт с «письмом», цветок из бумаги, фланелеграф.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети заходят в группу и подходят к фланелеграфу с цветиком-семицветиком)
— Сегодня у нас необычное приключение. Мы как в сказке будем отрывать от нашего цветка по одному лепестку. Ребёнок отрывает красный лепесток, логопед читает задание. Назовите первые звуки в словах: уточка, ноты, мороз, игра, кошка, ириска. По мере называния звуков детям прикалываются бейджи с соответствующими буквами. (Дети садятся.)
II. Основная часть.
Введение в тему
Послушайте два стихотворения и скажите, какие звуки чаще всего встречаются в них:
На лужайке я лежу,
И на небо я гляжу.
Вот огромный жук летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
Тихо, тихо-Зоя спит.
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать,
Зое он не даст поспать.
Мы прогоним комара:
«Улетай ты со двора!»
Злой комар от нас летит
И звенит, звенит, звенит.
(Ответы детей)
На доску прикрепляются картинки с изображением жука и комара.
— Ребёнок отрывает ещё один лепесток (оранжевый). Здесь нарисованы домики-синий и зелёный. Дети помещают карточки с буквами «Ж» и «З» в нужные домики, объясняя свой выбор.
— Давайте посмотрим, что приготовил нам жёлтый лепесток.
Физминутка
Игра «Жуки и комары»
На полу два обруча. Дети делятся на две команды. По сигналу дети « летают», подражая звукам насекомых. После удара в бубен «комары» летят в один «домик», «жуки»- в другой. Затем меняются ролями.
— Ребёнок отрывает следующий лепесток (зелёный). Детям раздаются карточки синего и зелёного цвета со стрелками. Логопед читает слова, дети поднимают нужную карточку. Если слышат песенку жука-синяя, песенку комара-зелёную.
— Отрывают голубой лепесток.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед бросает мяч. Если он «поёт» песенку жука, то ребёнок возвращая его «поёт» песенку комара, и наоборот.
жда-жду-ждо-жды зда-зду-здо-зды
збо-зба-збы-збу жбо-жба-жбы-жбу
зду-зды-здо-зда жду-жды-ждо-жда
жмы-жми-жме-жмо змы-зми-зме-змо
зна-зну-зны-зно жна-жну-жны-жно
жве-жву-жвы-жво зве-зву-звы-зво
— Следующий лепесток (синий) (нарисована прищепка).
Игра «Подарки»
Дети берут по одной карточке с картинкой и прищепкой соответствующего цвета прикрепляют на верёвочки, спускающиеся от картинок с изображением жука и комара.
— У цветка остался последний лепесток (фиолетовый). Логопед достаёт письмо и просит детей составить предложения из перепутанных слов.
Комар, цветок, летит, над.
Жук, лепесток, спрятался, под.
(Логопед просит «показать» эти предложения, предлагая детям изображение цветка и картинки жука и комара).
Игра «Ответь верно»
Л: Где летит комар?
Д: Комар летит над цветком.
Л: Над чем летит комар?
Д: Над цветком летит комар.
Л: Что делает комар?
Д: Комар летит над цветком.
Л: Кто летит над цветком?
Д: Комар летит над цветком.
(Аналогичное задание выполняется со вторым предложением).
III. Итог.
Ориентировка в пространстве
Логопед расставляет детей так, чтобы из букв на бейждах читалось слово «УМНИКИ».
Прокофьева Надежда Сергеевна
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Чебурашка»
г. Псков