Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР как средство социализации

Вопросу развития лексико-семантической стороны речи ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах. Развитие, как лексики, так и семантики ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

По мнению Д.Б. Эльконина, факторами, способствующими развитию лексико-семантической стороны речи, являются: 1. Развитие представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. 2. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. 3. Социальная среда, в которой воспитывается ребенок [26].

Словарь ребенка – это совокупность определенных единиц речи, значение которых указывает на предметы, явление, действие и признаки окружающих предметов, людей. Словарь усваивается сначала в импрессивной речи, т.е. формируется пассивный запас, который подразумевает возможность понимания слов. В экспрессивной речи формируется активный словарный запас. В специальной литературе принято выделять количественную и качественную стороны процесса овладения словарём в онтогенезе.

Анализируя словарный запас детей к началу младшего школьного возраста А.Н. Гвоздев делает вывод о том, что наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные, прилагательные, глаголы [11].

При этом количественный рост словарного запаса во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Следовательно, в этом отношении у разных детей возможны большие индивидуальные различия. Если некоторые слова и грамматические формы не употребляются в окружающей ребенка микросоциальной среде, то они будут отсутствовать и в его речи в силу отсутствия образца для подражания.

Таким образом, развитие словарного запаса в онтогенезе обусловлено не только общением ребенка с взрослыми, но и развитием представлений об окружающей действительности. По мере того как малыш знакомится с новыми предметами, признаками предметов, явлениями и действиями, обогащается его лексикон. С другой стороны, речевая и неречевая деятельность ребенка влияют на освоение им окружающего мира при взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также на характер общения с другими людьми. В начальный период жизни ребенка общение взрослых с ним носит односторонний и эмоциональный характер. Это побуждает ребенка вступить в контакт с окружающими людьми и выражать свои потребности невербальными средствами, используя жесты, мимику, интонации. В более поздний период развития ребенка общение переходит на знаковую систему языка с помощью звуковой символики. Уровень развития лексики зависит от социальной среды, в которой находится ребенок. Возрастные нормы уровня речи ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи.

Качественное развитие лексической стороны речи или развитие семантики, по словам Л.С. Выготского, представляет «грандиозную сложность». По мере того, как ребенок осваивает окружающую действительность, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками [10].

Семантика слова у ребенка развивается постепенно. Сначала у ребенка формируется пассивный словарь, таким образом, появляется понимание речи.

В  первую очередь  ребенок осваивает денотативный компонент.

По мере совершенствования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения окончательно формируется понятийный компонент. При объяснении, какого — либо значения слова, ребенок сначала называет его функцию, к примеру, вместо слова стул говорит: «На нем сидят». Позднее может обобщать: «Стул — это мебель». Таким образом, ребенок начинает отождествлять это слово с более общим понятием, используя связи связей между словами в языковой системе.

Позднее у ребенка формируется контекстуальное значение слов. К примеру, даже в старшем дошкольном возрасте детям с большим трудом дается понимание переносного значения слов и афоризмов. Конечно, у ребенка сразу не могут сформироваться все компоненты значения слов, это происходит постепенно.

Значение слова изменяется у детей с развитием их познавательных возможностей. Ребенок сначала с помощью слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. По этой причине он начинает применять слова конкретного значения, а в более позднем возрасте — слова обобщающего характера.

В правильной речи слова формируют сложную систему семантических полей. Поэтому важную роль имеет формирование лексико-семантической системы. В процессе развития мышления и памяти ребенка, его словарный запас и знания систематизируются. Слова и их значения объединяются в группы или, так называемые семантические поля, которые в свою очередь делятся на ядро и периферию. Ядро семантического поля – это наиболее частотные слова, которые имеют выраженные семантические признаки.

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. Поэтому на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексико-семантической стороны речи.

При тяжелых нарушениях речи у детей наиболее типичной симптоматикой нарушений являются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, особенно предикативного, трудности актуализации словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, нарушение синтаксической организации высказывания, а также нарушение темпа, мелодики, плавности речи.

Так, среди основных нарушений пренатального периода исследователи  называют: ранний токсикоз беременности, а также токсикозы второй половины беременности; различные хронические заболевания матери (например, заболевания мочеполовой сферы, болезни печени, сердечно-сосудистые заболевания, тяжелые желудочно-кишечные заболевания, наркомания, алкоголизм, туберкулез легких и др.); заболевания матери, перенесённые во время беременности, экологически неблагоприятные факторы.

В результате действия комплекса повреждающих факторов различного периода, наступает поражение головного мозга на разных уровнях, что напрямую отражается на становлении и развитии речи.

В настоящее время одним из самых распространенных речевых нарушений в дошкольных отделениях является общее недоразвитие речи.

Коллектив ученых НИИ дефектологии (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) во главе с Р.Е. Левиной в 50-х годах прошлого века дали теоретическое обоснование проблеме общего недоразвития речи. Общее недоразвитие речи — это разнообразные речевые расстройства, при которых у детей нарушены все компоненты речевой системы, при сохранном слухе и интеллекте. У детей данной категории в той или иной степени нарушены звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словообразование, словоизменение и, чаще всего, грубо нарушена слоговая структура слова. Предпосылки к ОНР наблюдаются еще в процессе онтогенеза, на ранних этапах развития речи: дети отстают по срокам и по качеству нормального развития речи.

Данное расстройство речи может быть как самостоятельным нарушением, так и наблюдаться при более сложных нарушениях, таких как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.

Особенности словаря детей с ОНР

Части речи Недостатки Причины
Существительные – незнание многих слов: названий рыб, цветов (незабудка, фиалка), птиц (аист, сова), ягод (клюква, ежевика), животных, а также их детенышей животных (кабан, леопард), профессий (маляр, каменщик), инструментов (рубанок, напильник), частей тела и частей предмета (стопа, бедро, локоть; рукав; фара, кузов) и др.

– трудности актуализации словаря

Недостаточная осведомленность;

Нарушение семантических полей.

Трудности поиска известного слова.

Нарушения актуализации словаря.

Глаголы – трудности при актуализации предикативного словаря;

– в глагольном словаре детей с ОНР III уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, идти, есть, пить, убирать…).

Прилагательные – выявляется незнание многих прилагательных (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.)
Обобщающие слова – трудности отмечаются в усвоении слов обобщенного, отвлеченного значения слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

 

 

Вербальные парафазии в речи детей с ОНР

Части речи Характер замен и смешений Причины
Существительные – замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, дыня – тыква);

– замены слов, обозначающих внешне сходные предметы (фартук — сарафан: душ – лейка);

– замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток – лед, вешалка – пальто);

– замена существительных глаголом (лекарство – болеть, самолет – летать);

– употребление вместо обобщающих понятий слов конкретного значения (обувь – ботинки, посуда – тарелки, одежда – кофты).

– смешение слов осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения (миска – тарелка, лейка – чайник, кружка – стакан);

– смешение слов, обозначающих часть и целое (воротник – платье, кузов – машина, локоть – рука);

– использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать – чтобы спать, юла – игрушка крутится, клумба – копают землю).

Позднее формирование лексической системности, организации семантических полей, качественное своеобразием этих процессов. Недостаточность семантических полей, структуризации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Процесс поиска слов осуществляется развёрнуто, недостаточно автоматизировано, очень медленно. Отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Глаголы –затрудняются дифференцировать некоторые действия, что может приводить к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (едет – идёт, свистит – поёт);

– вместо слов, обозначающих действия, употребляются слова-существительные (открывать – дверь, копать – лопата).

– смешение глаголов отражают неумение выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений

Прилагательные – дети с трудом выделяют существенные признаки предметов, не дифференцируют их качества (узкий – маленький, высокий – длинный, пушистый – мягкий);

– наблюдается смешение слов, обозначающих различные признаки.

 

Недостатки антонимии и синонимии

  Ошибки Причины
Антонимы Вместо антонимов дети подбирают: а) семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи слова (зима-снег; быстро – тихо); б) семантически близкие слова, в том числе антонимические, предполагаемому антониму, но другой части речи (медленно-быстрый); в) очень характерно использование слов с частицей – не – (брать – не брать); г) ситуативно близкие исходному слову лексические единицы (веселиться- смеяться); д) формы слова – стимула (говорить-говорит); е) связанные со словами – стимулами слова, на основе синтагматических связей (опускать-ниже); ж) синонимы (давать-дарить).

Неумение выделить существенный признак исходного слова приводит к тому, что дети с ОНР часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а наоборот, семантически близкие слову-антониму. В процессе поиска слова часто цель заданий теряют, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Характерно на слово-стимул воспроизведение слов другой грамматической категории: на существительное дети воспроизводят прилагательное, а на стимул прилагательное – наречие.

Недостаточно сформированы системные отношения между лексическими единицами языка.

Недостаточное развитие мыслительных операций сравнения и обобщения.

Затруднено выделение дифференциальных семантических существенных признаков, на основе которых и противопоставляются значения слов.

Снижение активности и продуктивности поиска слов.

Несформированность лексической системности.

Слабая устойчивость парадигматических отношений в лексической системе языка.

Малый объем словаря, из-за чего затруднен выбор нужной единицы.

Неумение выделять существенные семантические признаки в структуре значения слова, сравнивать значения слов с учетом единого семантического признака.

Синонимы На слово-стимул воспроизводят только один синоним (солдат – военный; праздничный – красивый).

Вместо синонимов особенно часто дети с ОНР воспроизводят: а) слова, семантически близкие, часто ситуативно сходные (парк- зоопарк, праздничный – веселый); б) противоположного значения слова, иногда повторяют исходное слово с частицей – не- (огромный – низенький, правильный – не правильный); в) слова, близкие по звучанию (задание -здание, парк — пар); г) связанные со словом-стимулом синтагматическими связями слова ( красивая- кукла); д) -формы исходного слова или родственные слова (рабочий-работа; веселый-веселье).


 

Трудности в объяснении значений слов у детей с ОНР

Часть речи Трудности Причины
Существительные Лексико-семантические признаки почти не используются, преимущественно используются денотативные признаки.

Не отмечается использование дифференциальных признаков, характеризующих точное значение слова при необходимости объяснения значения конкретного существительного.

Преобладание в структуре значения даже обобщающих слов денотативных признаков

Недостатки сенсорно-перцептивной деятельности, несколько замедленный темп ее развития.

Незрелость операций сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации.

Прилагательные Чаще используют описание внешних, несущественных признаков предмета. Используют прилагательные, семантически далекие (низкий – разный); называют предмет, для которого данный признак не является постоянным (маленький – шкаф).

При объяснении значения прилагательного воспроизводят случайные ассоциации.

Глаголы Преобладающим способом объяснения значения глагола является включение в контекст. Редко используются другие формы глагола.

 

 

Особенности организации семантических полей у детей с ОНР

Нормальное развитие речи Общее недоразвитие речи
К 7 годам становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций парадигматические ассоциации У детей с ОНР к 7-8 годам увеличивается количество синтагматических и парадигматических ассоциаций, но парадигматические ассоциации не доминируют и составляют лишь 25 % всех ассоциаций.
Выделение ядра и периферии; расширение объема семантического поля, Выявлен малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с ОНР значительно задерживается.
В норме к 7 у детей отношения противопоставления составляют более половины всех парадигматических ассоциаций. Среди парадигматических ассоциаций редко встречаются отношения противопоставления и родовидовые, преобладают отношения аналогии, Гораздо продолжительнее, чем в норме, латентный период реакции на слово-стимул.
Редко отмечаются случайные ассоциации. Очень распространенными, можно сказать, доминирующими, являются случайные ассоциации.

 

Все это ведет к недоразвитию речи в целом. А в результате этих нарушений дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего слова. Г.А. Каше [15] подчеркивает, что только правильно построенная коррекционно-логопедическая работа сможет сформировать у детей с общим недоразвитием речи навыки правильной устной речи, что не только позволит обогатить словарный запас детей, но и вывести детей на более высокий уровень владения родным языком.

При организации  коррекционной работы  по формированию дексическо-семантической стороны речи выделены следующие направления логопедической работы: 1. Расширение объема словаря. 2. Развитие структуры значения слова. 3. Формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе. Выделение этих направлений способствует осознанию языковых процессов. Однако, их разграничение является условным, так как в процессе работы по формированию лексико — семантической стороны речи указанные направления тесно взаимосвязаны.

Можно выделить следующие этапы и задачи логопедической работы по формированию лексическо-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

Этапы Задачи работы
I этап. Расширение объема словаря, уточнение значения слова 1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование представлений о предмете.

2. Уточнение значений слов.

3. Формирование познавательной деятельности (мышления, представлений, памяти, внимания и др.).

II этап. Развитие структуры значения слова.

 

1. Формирование денотативного аспекта значения слов (развитие умения выделять конкретные признаки предмета).

2. Формирование понятийного компонента лексического значения слова:

– развитие понимания и активизация слов обобщающего значения;

– развитие понимания родовидовых отношений между словами;

– развитие умения выделять существенные признаки предмета;

– развитие умения объяснять значение слова.

3. Развитие слухового внимания, вербальной памяти, ассоциативной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики

III этап. Формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе 1. Формирование семантических полей.

2. Закрепление родовидовых отношений между словами.

3. Расширение словаря синонимов.

4. Расширение словаря антонимов.

5. Расширение связей между словами на различном лексическом материале.

 

 

  1. Расширение объема словаря

Для формирования глагольной лексики предлагаются следующие упражнения:

  1. Этот тип упражнения направлен на уточнение значений глаголов практического действия. Уточнение значений глаголов: гладит, вытирает, моет, купает, вяжет, чинит, шьёт, пришивает, поливает, вышивает, стирает, сушит.

Используется дидактическая игра-лото «Наша семья».

На карточках изображены члены семьи, выполняющие различные действия. Логопед называет действия. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение называется правильно, картинка закрывается фишкой.

Можно предложить следующие сюжетные картинки: Мама стирает белье; Мама сушит белье; Дочка гладит белье; Дочка моет посуду. Сын вытирает пыль. Бабушка вяжет носки. Дедушка чинит стул. Папа купает сына. Мама шьет платье. Бабушка пришивает пуговицу. Дочка поливает цветы.

2.« Кто и что делает?» В условиях данного задания детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Школьники должны назвать то, что делает человек этой профессии:

Танцор — танцует; учитель – учит; строитель — строит; художник рисует; врач- лечит; повар — жарит, варит; учитель -учит; парикмахер — стрижет; шофер — водит машину.

  1. «Названия животных». Нужно отгадать названия животных, отвечая на вопрос « Кто, что делает?».

ржет — …                                             кукарекает — …

мяукает — …                                        лает — …

блеет — …                                             мычит — …

хрюкает — …                                        кудахчет — …

пищит — …                                          чирикает — …

3.Этот тип упражнения направлен на обогащение словаря приставочными глаголами: Глагольная лексика отрабатывается с опорой на предметно-практическую деятельность: игры с песком, сыпучими материалами (глаголы сыпать-насыпать-высыпать-пересыпать), игры с водой (поливать-переливать-наливать-разливать). Логопед сначала демонстрирует действие и называет его, затем дети выполняют действие на основе подражания, сопровождая его речью. Далее с этими глаголами составляются словосочетания и предложения: насыпать песок, выливать воду, поливать цветы. Мама поливает цветы. Бабушка наливает суп.

С опорой на (сюжетные картинки) материализованную основу и практические действия, отрабатываются глаголы (ходить-выходить –заходить-переходить-приходить). Составляются предложения с данными действиями (Девочка выходит из комнаты. Женщина переходит через дорогу. Саша ходит по комнате. Папа заходит в дом. Приходите к нам в гости!)

  1. В данном задании дети должны подобрать к словам-стимулам, как можно больше слов-действий:

Мама (что делает?) — шьет, вяжет, готовит, покупает, играет, рисует, моет, читает.

Максим (что делает?) — читает, пишет, лепит, вырезает, клеит, чинит, красит, дерется.

Кошка (что делает?)- мяукает, лакает молоко, облизывается, умывается.

Собака (что делает?) — лает, кусает, сторожит, охраняет, грызет, воет.

Поезд (что делает?) — гудит, едет, тормозит, останавливается, везет пассажиров.

Ветер (что делает?) — дует, листья срывает, тучи разгоняет, тучи нагоняет.

Солнце (что делает?) — светит, греет, печет, сияет, согревает землю.

  1. В условиях этого упражнения детям задаются вопросы:

«Что делает человек, если он ест утром? — Завтракает. Что делает человек, если он ест днем?- Обедает. Если он ест вечером? — Ужинает.»

  1. Игра «Кто и что умеет делать?». Логопед показывает картинки с изображением людей различный профессий. А после просит их назвать, кто и что делает из этих людей.

А) Учитель что делает? — учит.     Покупатель — покупает.

Строитель — строит.                       Врач — лечит.

Повар — варит.                                 Шофер — водит.

Уборщица — убирает.                      Продавец — продает.

Художник — рисует.                        Швея — шьет.

Парикмахер — стрижет.

Б) Кто учит?                                    Что делает покупатель в магазине?

Кто лечит?                                       Кто строит дома?

Кто варит?                                       Кто водит автомобиль?

Кто убирает?                                   Кто продает в магазине?

Кто рисует картины?                      Кто шьет одежду?

Кто стрижет?

  1. Игра «Звук». Логопед предлагает вспомнить и представить, какие звуки издают предметы или явления окружающего мира.

Какой звук издает ветер? (свист).

А дверь? (скрип).

Что делает машина? (гудит).

А если прислушаться к ручейку, какой мы услышим звук? (журчание).

А дождь? (шумит)

А листья? (шелестят).

А во время грома, что мы слышим? (грохот).

Для развития словаря прилагательных рекомендуется использовать такие упражнения и игры, как:

  1. В условиях этого упражнения логопед произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные слова — признаки.

На моей кофте пуговица (какая?)… (маленькая, большая, пластмассовая, красная, круглая).

У окна стоит шкаф (какой?)… (большой, деревянный, платяной, маленький, кухонный).

У меня шарф (какой?)… (теплый, вязаный, мягкий, колючий, синий, красный).

У моего платья рукава (какие?) …(короткие, длинные, чистые).

  1. В условиях этого задания логопед просит детей вставить в предложение, как можно больше слов-признаков.

На огороде поспели (крупные, хрустящие, зеленые) огурцы.

На земле лежит (белый, пушистый) снег.

Мама купила (большой, круглый, резиновый, яркий) мяч.

Ребята увидели на дереве (белую, пушистую, породистую) кошку.

На опушке растет (зеленая, высокая, стройная) сосна.

На грядке вырос (красный, сочный, свежий) помидор.

Например, используются игры «Осеннее время». Нужно придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

солнце (какое?) –                               день (какой?) –

небо (какое?) –                                  листья (какие?) –

деревья (какие?) –                            ночь (какая?) –

погода (какая?) –                               трава (какая?) –

воздух (какой?) –                               земля (какая?) –

  1. Дидактическая игра-лото «Что из чего сделано?»

Логопед раздает детям карточки лото с изображением различных предметов и называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стол из дерева. Дети ищут изображение на карточках. Тот, кто его находит на своей карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» (деревянный стол) и закрыть картинку фишкой.

Чайник из фарфора — фарфоровый

Платье из ситца – ситцевое; Мяч из резины – резиновый

Стакан из стекла – стеклянный; Ведро из железа – железное

Снежинка из бумаги – бумажная; Дом из кирпича — кирпичный

Крыша из соломы – соломенная; Одеяло из ваты — ватное

Булка из пшеницы — пшеничная; Дом из камня – каменный

Для развития словаря существительных можно использовать следующие игры:

  1. Игра «Разложи картинки по сходству». На столе выставляется ряд картинок. Детям даются другие картинки. Логопед предлагает ребенку положить данные картинки к трем другим и объяснить, почему он положил именно так.

овца – варежки                               кирпич – дом

дерево – забор                                мука — хлеб

корова – сыр                                   трава — сено

  1. Игра «Лишнее слово».

Стол, диван, картина, кресло, шкаф;

Лошадь; корова, медведь, баран, свинья;

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Роза, тюльпан, горох, василек, мак;

Волк, кошка, рысь, лиса, заяц;

Мотоцикл, комбайн, велосипед, автобус;

Мама, друг, папа, сын, бабушка;

Квадрат, круг, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Зима, июль, весна, осень, лето;

Бутылка, банка, кувшин, сковородка, стакан;

Озеро, море, река, мост, пруд;

Книга, блокнот, альбом, краски, тетрадь.

  1. «Домашний зоопарк». Послушай слова и назови только домашних животных.

— заяц, теленок, медведь, тигр;

— слон, жираф, собака;

— кошка, белка, петух;

— корова, сарай, коза, овца.

  1. «Найди транспорт»:

— поезд, пароход, дом, часы;

— дом, грузовик, метро, самолет;

— трамвай, троллейбус, водитель.

— машина, автобус, улица, вертолет;

  1. «Подумай и объясни, что общее у предметов».

У двух предметов:

— ромашка, тюльпан (цветы);

— огурец, картофель (овощи);

— медведь, лиса (дикие животные).

У трех предметов:

— мяч, солнце, шар (круглые);

— тарелка, блюдце, чайник (посуда);

— лист, трава, огурец (зеленые).

  1. Отгадывание загадок по картинкам.

Например: маленькие зверьки, серые шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, острые зубки; Она хитренькая, рыжая, с пушистым хвостиком; А он большой, серый и злой; Зверь я с горбом, а нравлюсь ребятам.

  1. «Подбери картинку». Логопед просит подобрать соответствующие картинки к следующим словам:

Кто у нас маленькая, быстрая, проворная?

Кто у нас в лесу живет, весь лохматый, косолапый?

А бродит по лесу голодный, серый, злой?

Он хищный, сильный, полосатый, кто это?

А серый, колючий?

  1. Подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Бежит: кто? (пес, человек…);

что? (ручей, река, молоко, время).

Растет: кто? (ребенок, щенок…);

что? (цветок, трава…).

Идет: кто? (кошка, девочка…);

что? (дождь, снег, время…).

Для расширения объема словаря следует также использовать такие дидактические игры, способствующие увеличению объема словаря за счет формирования у детей полного представления о предмете, как: «Чудесный мешочек», «Почта», «Укрась елку», «Тематическое лото», «Чего не стало?», «Домино». В перечисленных играх для расширения словаря прилагательных, глаголов, существительных, наречий, а также для развития речевых ассоциаций можно использовать такие приемы:

– Перечисли все, что нарисовано.

– Назови предметы в верхнем ряду, затем в нижнем.

– Назови картинку в левом верхнем углу, в середине, в правом нижнем углу.

– Назови высокое (красное, круглое, колючее, теплое, зимнее, вязаное…).

– Назови того (то), кто (что) лает, мяукает, льёт, светит, летает, плавает, шьет, копает…

– Назови то, про что можно сказать: высоко, далеко, медленно, горько, долго, жарко, тяжело…

– Закончи рифму и назови картинку: ор-ор-ор, спелый (помидор)

– Отгадай загадку.

– Найди предмет по описанию и т.п.

  1. Формирование антонимических и синонимических связей и отношений
  2. Формирование антонимов. Чтобы научить ребенка подбирать антонимы, нужно научить их сопоставлять. Сначала знакомство со словами с контрастным значением отрабатывается на материале глаголов. С этой целью детям демонстрируются действия противоположные по значению.

Лексический материал:

Говорит – молчит (человек); Садится — встает (со стула)

Плачет-смеется; Наклеивает-отклеивает (картинку)

Наливает — выливает (воду); Завязывает — развязывает ( шнурки)

Идет — стоит (мальчик); Открывает — закрывает (дверь)

Входит в комнату — выходит из комнаты; Включает – выключает (свет)

Сажает — выкапывает (картошку; Сидит-лежит (на диване)

Надевает – снимает (кроссовки); Поднимает — опускает (руку)

В дальнейшей работе над антонимами применяются упражнения на подстановку слов с контрастным значением в словосочетания, предложения:

  1. В условиях этого упражнения логопед предлагает закончить предложение, используя слова — «неприятели»:

Ваня поднимается в гору, а Миша…; Коля открыл кран, а Петя …;

Папа вошёл в комнату, а дедушка …; Мама работает, а бабушка…;

Девочка радуется, а мальчик….  Мальчик дает мячик, а девочка-берет…

  1. В условиях этого задания логопед предлагает подобрать слова – «неприятели» к словосочетаниям, предварительно уточняя семантику незнакомых слов.

Лексический материал:

а) Теплое море, теплое молоко, теплые слова.

Логопед уточняет: «Чем похожи эти словосочетания?».

Затем просит заменить похожие слова на другие и предлагает ряд слов с противоположным значением: прохладное, холодное, злые. Далее спрашивает, куда подходят эти слова?

б) Хмурый день, хмурый человек. Ряд слов для замены: приветливый, пасмурный.

в) Блестящий пол, блестящий ответ. Ряд слов для замены: тусклый, неудачны, правильный.

  1. Дополнить фразу словами противоположными по значению:

Море глубокое, а ручей (мелкий). Зимой день короткий, а летом (длинный.)

  1. Найти слова — «неприятели» в стихотворении:

Далеко мой стук. Слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг.

  1. Подобрать слова с противоположным значением к тексту.

« Жили-были две девочки – Аня и Ира. Они были разные, Аня была высокая, а Ира, наоборот,-… (низкая). У Ани всегда было хорошее настроение, а у Иры, наоборот,-… (плохое) настроение. Аня — веселая девочка, а Ира -… (печальная, грустная) . Аня хорошо училась в школе, а Ира — …(плохо) . Аня была прилежной и трудолюбивой, а Ира наоборот… (ленивая)».

  1. «Неприятели». К данным словам придумать слова («скажи наоборот»):

Ночь-…;                   открывать-…;

Вечер-…;                  включать-…;

Враг-…;                    выходить-…;

Грязь-…;                  большой-…;

Холод-…;                 черный-…;

Мир-…;                    низкий-…;

Выйти-…;                больной-…;

Молчать-…;            старый-…;

Взял-…;                   пожилой-…;

Вставать-…;             худой-…;

Раздеваться-…;        узкий-…;

Поднимать-…;         сухой-…;

Грустить-…;            мягкий-… .

  1. Закончить предложение и назвать слова — «неприятели»:

— кот большой, а мышка …;

— перышко легкое, а камень…;

— зимой погода стоит холодная, а летом…;

— конфета сладкая, а перец…;

— дерево высокое, а кустик…;

— мороженое холодное, а суп…;

— сметана густая, а молоко…;

— река широкая, а ручеек…;

— ночью темно, а днем…;

— лошадь скачет быстро, а черепаха ползает…;

— покупатель в магазине покупает, а продавец…;

— вечером ложатся в кроватку, а утром…;

— сначала гостей встречают, а потом….

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Поймать — (бросить);     поднять — (опустить);

Продать — (купить);       найти — (спрятать);

Дать — (взять);                налить — (вылить).

  1. Формирование слов с тождественным значением

На подготовительном этапе коррекционной работы над синонимами преследуется задача показать детям, что такое синонимическое значение. На первоначальной стадии раскрытие функции слов с тождественным значением проводится на материале глаголов, так как эта часть речи наиболее богата синонимическими значениями.

На первоначальном этапе основным способом группировки синонимического ряда является способ семантического и звукового противопоставления лексем, заданных логопедом. Логопед предлагает  прослушать цепочку глагольных слов и найти среди них подходящие по смыслу (равно как и неподходящие).

На материале глаголов ведется работа над формированием слов с тождественным значением. Она проводится способом словообразовательного замещения: логопед демонстрирует, как словосочетание можно заменить одним словом-приятелем (близким по смыслу):

делать шаг – шагать; одержать победу -победить; дуть в трубу — трубить; оказать помощь- помочь; дуть в свисток- свистеть; испытывать страх — бояться; оказать у слугу — услужить.

Затем на материале прилагательных:

Очень маленькая бабочка — крохотная;

Очень невеселая девочка – грустная;

Очень большой магазин – гигантский;

Очень жаркий день — знойный;

Очень полный человек – толстый;

Очень глухой лес — дремучий;

Очень холодная вода — студеная.

В последующей работе над формированием синонимов можно использовать такие упражнения:

  1. Подобрать слова-друзья к слову-действию в словосочетании:

Ручеек бежит (течет, струится);

вертолет сел (приземлился);

свежая одежда (чистая, выстиранная);

солнце село (зашло, закатилось);

мотоцикл мчится (несется);

мягкий батон хлеба (свежий).

  1. Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»

взять, схватить, идти;                           глядеть, отвернуться, смотреть.

думать, ехать, соображать;                  приятель, враг, друг;

торопиться, спешить, ползти;              пища, еда, морковь;

радоваться, веселиться, наряжаться.

  1. Игра «Чем отличаются слова?» (нужно подобрать картинки и придумать предложения с этими словами).

Можно шить, а можно вязать;

Можно чистить, а можно подметать;

Можно нести, а можно везти;

Можно лежать, а можно спать;

Можно мыть, а можно стирать;

III. Развитие лексических значений слов с акцентом на формирование понятий.

На данном этапе следует использовать приемы развития структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.

Можно использовать упражнения на классификацию предметов, сравнение, обобщение, группировку слов на основе различных семантических признаков. Задания, предлагаемые детям, имеют целью объединить и сгруппировать слова на основе того или иного семантического признака:

  1. В данном задании нужно разложить картинки на две группы, расселить в два домика (отработка лексических обобщений). Критерии классификации не называются.

Группы предметных картинок: колокольчик, василек, дуб, осина; кресло, чайник, кровать, блюдце, стакан; ворона, стрекоза, синица, пчела, воробей, бабочка, сапоги, кофта, шуба, тапочки, валенки, платье; ромашка, липа.

  1. В условиях данного задания логопед озвучивает ряд слов. Дети должны выбрать из них «лишнее» и объяснить, почему это слово «лишнее».

Предлагаются следующие группы слов: сапоги, босоножки, брюки, тапочки; тарелка, чашка стол, блюдце, стакан; голубь, стрекоза, воробей; роза, ромашка, абрикос, тюльпан; линейка, круг, прямоугольник,  квадрат; январь, февраль, весна, март; самолет, автобус, трамвай, поезд; папа, сестра, дедушка, друг, дочь; сметана, молоко, колбаса, масло; краски, карандаши, альбом, ручки; злой, недоброжелательный, умный, сердитый; вылил, перелил, насорил, полил; надежный, прочный, крепкий, маленький;

  1. На верификацию. В условиях данного упражнения логопед предлагает тему для повторения и проговаривает слова по данной теме. Дети хлопают в ладоши, если названное слово относится к теме. Если логопед произнес слово из другой темы, дети не ударяют в ладоши.

Предлагаемый лексический материал:

«Наша группа» — стол, стул, шкаф, доска, полка, цветы, лампа, картина, пол, стена, дверь, окно, игрушки, телефон, ковер.

«Квартира» — а) помещение: комната, кухня, спальня, ванная, туалет, балкон, коридор, прихожая; б) мебель: диван, кровать, стол, стул, кресло, шкаф, полка, вешалка; в) домашние вещи: телевизор, телефон, ковер, картина, лампа, звонок, шторы, зеркало, чемодан.

«Продукты питания» — хлеб, суп, батон, капуста, картофель, морковь, помидор, огурец, компот, мясо, колбаса, масло, сыр, фрукты, слива, груша, ягоды, яйцо.

«Семья» — родители, папа, мама, отец, мать, сестра, брат, бабушка, дедушка, сын, дочь, дети, муж, жена.

  1. В условиях данного задания дети должны из предлагаемого лексического материала выбрать слова-пары и объяснить их сходство. Данный тип упражнения помогает лучшему осознанию различных семантических признаков слов: видо-родовые отношения, часть-целое, явление и средство, с помощью которого оно осуществляется, предмет и его функция, предмет и материал, из которого он сделан, предмет и его месторасположение и др.

Снеговик — снег, пирог — (нож, тесто, печь); свитер — шерсть, дом — (дверь, окно, кирпичи); колокольчик — цветок, яблоко — (дерево, фрукт, огород); груша — сад, репа — (земля, куст, огород); часы — время, градусник — (кровать, температура, солнце); трамвай — рельсы, автобус — (парк, дорога, тропинка); варежка — рука, босоножка — (нога, девочка, стул); корова — молоко, овца — (шерсть, фрукты, кот); карандаш — альбом, ручка — (парта, книга, тетрадь); продавец — магазин, учитель — (дети, библиотека, школа).

  1. В условиях данного задания логопед предлагает угадать предмет по названию его частей:

Листья, корень, ствол, ветки, сучья, кора, плоды ( дерево);

Воротник, рукава, карманы, манжеты (рубашка);

Кабина, колесо, мотор, руль, фары, дверцы (машина);

Стол, стулья, шкаф, полки, плита (кухня);

Комната, кухня, ванная, туалет, балкон, коридор (квартира);

Этаж, лестница, квартира, лифт, подъезд (дом).

Таким образом, в результате логопедического обучения у учащихся с ОНР отмечается тенденция более интенсивного развития лексики, формирования семантической структуры слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
  2. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие – М: Секачев В.Ю., 2008. – 224 с.
  3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2007. – № 6. – С. 40-52.
  4. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, коррекция, классификации, профилактика): монография. – М.; Воронеж: МПСУ: МОДЭК, 2014. – 530 с.
  5. Бондаренко Л.Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с ОНР // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 33-40.
  6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. – М.: Секачев В., 2010. – 200 с.
  7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  8. Воробьева В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи // Пятая научная сессия по дефектологии. – М.: Просвещение, 1967. – С. 219-220.
  9. Воробьева В.К. Сопоставительный анализ структуры семантических полей учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей. – М.: Изд-во НИИ дефектологии, 1983. – С. 162-164.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов). – М.: Лабиринт, 2012. – 368 с.
  11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.
  12. Гончарова В.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 19-38.
  13. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. – М.: Педагогика, 2007. – 156 с.
  14. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – № 4. – 2006. – С. 22-25.
  15. Елисеева М.Б. Классификация речевых ошибок детей с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2012. – № 1. – С. 26-36.
  16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: КнигоМир, 2011. – 320 с.
  17. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей. – М.: АСТ, 2005. – 159 с.
  18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж: Модэк, 2001. – 432 с.
  19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: ЕЕМЕдиа, 2012. – 207 с.
  20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
  21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 222 с.

Дронова Татьяна Алексеевна
Социальный педагог

Никонова Марина Александровна
учитель-логопед
ГБОУ «Школа № 158», г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *